В диалоге с АСЕАН. Эксклюзивное интервью с замминистра иностранных дел РФ Андреем Руденко

Отношения России и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, в которую входят десять стран Азиатско-Тихоокеанского региона) динамично развиваются. Российскую делегацию на ежегодном совещании старших должностных лиц Россия — АСЕАН на уровне заместителей министров иностранных дел, проходившем в Петербурге 25 и 26 апреля, возглавил замминистра иностранных дел РФ Андрей Руденко. Основные темы нынешней повестки — обеспечение региональной безопасности, наращивания практического взаимодействия с асеановской «десяткой», а также кроссплатформенных связей АСЕАН с ШОС и ЕАЭС. В целом же это совещание стало важным этапом подготовки к июльской встрече министров иностранных дел России и АСЕАН во Вьентьяне и позволило рассмотреть весь комплекс сотрудничества, наметив планы на будущее. А поскольку нынешний год для дипломатии по‑своему юбилейный (осенью исполнится 20 лет нашего присоединения к договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии), наш разговор с главой российской делегации не ограничился повесткой этого совещания.

В диалоге с АСЕАН. Эксклюзивное интервью с замминистра иностранных дел РФ Андреем Руденко | ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

ФОТО Михаила МЕТЦЕЛЯ/ТАСС

— Андрей Юрьевич, наша страна, как известно, стала полномасштабным диалоговым парт­нером АСЕАН в июле 1996 года, а в 2018‑м было провозглашено стратегическое партнерство между Россией и АСЕАН. Что принципиально изменилось в отношениях сторон ­после 2018 года? Какие значимые шаги в этом партнерстве были сделаны?

— Провозглашение на саммите 2018 года в Сингапуре российско-асеановского стратегического партнерства придало импульс развитию наших связей с ассоциа­цией по всем трекам. Уже следующая встреча Россия — АСЕАН­ на высшем уровне в 2021 г. определила магистральные направления совместной работы на среднесрочную перспективу. По ее итогам принят комплексный план действий на 2021 – 2025 годы, в котором зафиксированы меры по продвижению сотрудничества в области политики и безопасности, торговли и экономики, культуры и гуманитарных контактов.

Созданы новые диалоговые механизмы, включая консультации высоких представителей России и АСЕАН, курирующих вопросы безопасности, 4‑й раунд которых прошел на днях в Петербурге, а также диалог по вопросам международной информационной безопасности. Укреплению позиций нашей страны в Азиатско-Тихо­океанском регионе способствовали состоявшиеся в 2021 году в индонезийской акватории первые российско-асеановские военно-морские учения.

В 2021 году утверждена «дорожная карта» торгово-инвестиционного сотрудничества Россия — АСЕАН, актуализировавшая задачи по расширению практической кооперации. В 2022 г. на министерский уровень выведены консультации по туризму — одному из ключевых направлений нашего взаимодействия с целым рядом стран Юго-Восточной Азии.

Знаковым событием стало проведение в 2022‑м Года научно-технического сотрудничества Россия — АСЕАН, в рамках которого был реализован комплекс мероприятий в сферах образования, энергетики, медицины. В феврале 2023 г. состоялась первая российско-­асеановская встреча министров, курирующих науку и технологии.

Активизируются молодежные связи. 2 марта в рамках Всемирного фестиваля молодежи в Сочи состоялся первый Молодежный дипломатический саммит Россия — АСЕАН, который позволил молодым сотрудникам внешнеполитических ведомств наладить неформальные дружеские контакты.

— Практические шаги по расширению диалога по основным направлениям кооперации зафиксированы в комплексном плане действий Россия — АСЕАН, рассчитанном на 2021 – 2025 годы. Вносятся ли в этот план коррективы, связанные с резко поменявшейся после 2022 года геополитической обстановкой?

— Задачи, поставленные лидерами в комплексном плане действий, носят сугубо практический, прикладной характер. Они не подвержены влиянию какой‑либо политической конъюнктуры. Видим, что в их реализации достигнут значительный прогресс, которому не смогли помешать ни геополитическая турбулентность, ни санкционное давление западников как на нашу страну, так и на ассоциацию. Сам план корректировке не подлежит, но, поскольку срок его действия в следующем году истекает, планируем разработать новый аналогичный документ.

— Какие направления сотрудничества РФ со странами АСЕАН являются приоритетными и развиваются динамичнее, успешнее других?

— Высокую динамику сохраняет российско-асеановский политический диалог. Мы с ассоциацией руководствуемся схожей философией равноправного взаимодействия, гармоничного сосуществования всех членов международного сообщества, без оглядки на различия государственного устройства или экономического уклада. Чрезвычайно важно, что асеановская «десятка», несмотря на мощнейший внешний прессинг, отказывается следовать логике блокового противостояния и демонстрирует готовность к уплотнению контактов с нашей страной на всех уровнях.

В экономической сфере упор делаем на высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, цифровизацию. Один из наиболее животрепещущих вопросов для асеановцев на фоне неблагоприятной ситуации на мировых рынках — обеспечение продовольственной и энергетической безопасности. Данные проблемы и возможные пути их решения обсуждаются на ежегодных российско-асеановских консультациях по сельскому хозяйству и по энергетике на уровне старших должностных лиц профильных ведомств.

— Что означает официальный статус цифрового партнера ­АСЕАН, полученный нынче? Какие задачи он ставит перед нами и какие открывает перспективы?

— АСЕАН приняла решение о предоставлении нашей стране статуса цифрового партнера в январе. Рассчитываем, что это позволит начиная с текущего года придать регулярный характер соответствующим российско-асеановским экспертным консультациям, первый раунд которых состоялся в июне 2023‑го в Ханое. Эта площадка призвана способствовать обмену передовым опытом и продвижению в регион оте­чественных наработок в цифровой области, в которой Россия, как известно, обладает весьма солидным потенциалом.

— Что собой представляет российско-асеановская сеть исследовательских центров, координатором которой от РФ является МГИМО? Для чего она создавалась? Какие результаты?

— Сеть исследовательских цент­ров Россия — АСЕАН была соз­дана в 2017 году по решению министров иностранных дел наших стран. Она является ведущей экспертной площадкой, объединяющей авторитетных политологов и научных деятелей России и асеановской «десятки». Ее ежегодные заседания, поочередно проводящиеся на нашей территории и в государствах ассоциации, дают возможность для откровенного обмена мнениями по актуальным вопросам российско-асеановской повестки дня, выдвижения новых перспективных идей в интересах углубления сотрудничества по представляющим взаимный интерес направлениям. Например, последняя встреча сети, прошедшая в 2023 году на базе МГИМО встык с Российской энергетической неделей, была сфокусирована на проблематике энергетической безопасности. В этом году очередное заседание планируется провести в Лаосе.

— Финансовый фонд диалогового партнерства реализует совместные экономические, научно-технологические, образовательные и гуманитарные проекты. Какие из них наиболее значимые и перспективные?

— За годы существования Финансового фонда диалогового партнерства Россия — АСЕАН, формируемого из российского бюджета (он создан в 2006‑м), реализован целый ряд взаимовыгодных совместных проектов в различных областях, нацеленных на продвижение в регион отечест­венных технологий и наработок. Его деятельность ориентирована на наращивание потенциала ассоциации на наиболее востребованных направлениях. Например, в период пандемии коронавируса на средства фонда была осуществлена трехлетняя программа повышения квалификации для асеановских эпидемиологов на базе профильного центра Роспотребнадзора во Владивостоке. Сегодня в проектной деятельности повышенное внимание уделяется устойчивому сельскому хозяйству и продовольственной безопаснос­ти, защите окружающей среды, образованию, цифровизации.

— В повестке совещания старших должностных лиц Россия — АСЕАН, проходящего в Петербурге, помимо вопросов обеспечения региональной безопасности и наращивания взаимодействия с асеановской «десяткой» есть и темы, касающиеся развития кроссплатформенных связей АСЕАН с ШОС и ЕАЭС. Как вы оцениваете состояние этих связей сегодня, их перспективы? Какие ставятся задачи на будущее?

— Россия заинтересована в углублении связей между ЕАЭС, ШОС, АСЕАН — крупнейшими интеграционными объединениями на пространстве большой Евразии, которые решают сходные созидательные задачи по развитию региона. С удовлетворением отмечаем поступательное расширение сотрудничества по линии АСЕАН — ЕАЭС, имеющего торгово-либерализационную составляющую. Хорошими темпами продвигается у союза работа по заключению соглашения о свободной торговле с Индонезией вслед за Вьетнамом (2015 г.) и Сингапуром (2019 г.). Поддерживаются интенсивные контакты между Евразийской экономической комиссией и секретариатом ассоциации. В ноябре прошлого года на его базе в Джакарте успешно прошли Дни ЕАЭС.

Хорошие предпосылки для налаживания шосовско-асеановских контактов создает расширяющееся отраслевое взаимодействие в ШОС, насчитывающее порядка 28 направлений, вполне сопоставимо с асеановской повесткой дня.

— В 2021 году объем торговли между Россией и АСЕАН увеличился на 27,5 %, составив $ 20 млрд, сообщалось также о цели повысить товарооборот к 2025 году до $ 100 млрд. Какова динамика товарооборота Россия — АСЕАН в 2022 – 2023 годах и в начале 2024‑го?

— В последние годы на российско-асеановский товарооборот негативное влияние оказывали последствия пандемии коронавируса и незаконных западных санкций в отношении нашей страны. Но благодаря общим усилиям по восстановлению логистических цепочек и инфраструктуры взаиморасчетов удалось обеспечить положительную динамику экономических связей. По итогам 2023 г. объем торговли вновь увеличился на 14,6 %, составив почти 22 млрд долл. США.

Считаем важным продолжать работу на данном направлении, которую координируют наши экономические ведомства.

— Осенью прошлого года сообщалось о том, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии активизирует усилия по отказу от доллара и использованию местных валют в двусторонних международных расчетах. Какие у ассоциации есть успехи на этом пути и какие перспективы?

— Страны АСЕАН не могут не замечать, что доллар все чаще используется Вашингтоном как средство шантажа и политического давления на оппонентов. Не случайно все большую значимость для ассоциации приобретает задача расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, о чем свидетельствует специальное заявление по данной проблематике, принятое на 42‑м саммите АСЕАН в Лабуан-Баджо (Индонезия, 9 – 11 мая 2023 г.). Эта тема есть и на повестке дня российско-асеановского взаимодействия.



#АСЕАН #Руденко #страны Азии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7654) от 27.04.2024 под заголовком «В диалоге с АСЕАН».


Комментарии