Виртуозы выступили на «Площади искусств»
Сопрано Юлия Лежнева, скрипач Гидон Кремер, барочный ансамбль Concerto Koln - музыканты первой величины собрали на XIX международном зимнем фестивале «Площадь искусств» полные залы.
Фото: Couleur / pixabay
В этом году фестиваль получился щедрым на имена, прежде всего благодаря главной дате - 80-летию маэстро Юрия Темирканова, ради которого организаторы расстарались, создавая иллюзию насыщенной жизни. Даже программу гала-концерта удалось сочинить нетривиально, включив туда намного больше европейского, чем русского.
Гала-концерт начался с триумфального хора из «Аиды» Верди, прославляющего, как известно, египетских верховных богов, но здесь под богами имели в виду юбиляра с его богатым оперным прошлым. Марис Янсонс за пультом вносил мощную европейскую харизму. Маэстро уже в третий раз пригласили подготовить и исполнить самую главную программу фестиваля. Универсализм взглядов Янсонса позволил ему в равной степени увлекательно дирижировать и Верди, и Крейслером, и Гершвином, и Чайковским, причем не только Петром Ильичом, но и нашим современником - Александром Владимировичем. Вторую часть его Второго концерта для альта, оркестра и солирующего фортепиано «Этюды в простых тонах» исполнили сам композитор и альтист Юрий Башмет, представив эпизод не то из жизни московского бизнесмена, не то вариации на тему бурно и непонятно куда несущейся жизни. В тексте концерта то и дело раздавались симфонические имитации боя старинных часов и трезвона телефонов, причем не мобильных, а каких-то кабинетных, а между ними - красивые фигуры бега неумолимого времени.
Пронзительным получилось выступление немецкого баритона Маттиаса Гёрне с единственной песней Малера «Первозданный свет». Это была тихая кульминация всего концерта, символ духовного обновления и света истины. Безупречен был во второй части Рахманинова Николай Луганский. Духом старой Вены веяло от нежнейшей игры Юлиана Рахлина в его вальсах «Муки любви» и «Радости любви» Крейслера. Очень негромкий, словно утекающий сквозь пальцы звук солирующей скрипки был подобен парфюмерно-кондитерским ароматам Вены, эссенции венского счастья.
Духом европейского Рождества был преисполнен и концерт ансамбля Concerto Koln с музыкой Баха, Вивальди, Авизона, Корелли. Когда-то считавшийся пионером движения аутентичного исполнительства, сегодня этот ансамбль представляет вполне респектабельный, устоявшийся стиль, он утратил остроту ощущений, однако с немецкой педантичностью считается с законами эстетики музыки. Средний возраст музыкантов ансамбля говорит о том, что немного молодости ему бы не помешало. Однако грамотная выучка и немецкий характер делали свое дело: ансамбль на глазах преобразился, переключившись после концертов Баха на солнечный итальянский стиль Вивальди.
На концерте с участием Гидона Кремера и Игната Солженицына был аншлаг. В программе был Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Третья симфония Бетховена. Феномен музыки Шнитке, которая была чрезвычайно исполняема при жизни композитора и крайне редко исполняется в наши дни, причем не только в России, но и за рубежом, так и остается пока загадкой. Возможно, требуется временная дистанция, хотя Четвертый концерт показал, что его смыслы не утрачивают актуальности ни на минуту.
Объект посвящения Четвертого скрипичного концерта Шнитке - Гидон Кремер с его нервным, утонченным, но всегда внутренне сильным звуком выступил идеальным носителем композиторских идей, включая и идею одиночества художника перед лицом хищного времени. В своем втором сольно-ансамблевом концерте на этом фестивале Кремер играл большой цикл «Прелюдий к ушедшему времени» Мечислава Вайнберга. Сопровождением были видеопроекции черно-белых жанровых фотографий литовца Антанаса Суткуса. Вместе с виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и пианистом Георгием Осокиным Кремер исполнил и соль-минорное трио Шопена, явив упоительный триумф романтизма.
Петербургским слушателям раньше, чем венским гурманам, достался сольный концерт сопрано Юлии Лежневой и пианиста Михаила Антоненко с необычайно изысканной программой венка романсов и песен Гайдна, Моцарта, Шуберта, Беллини, Шумана, Глинки, Чайковского и Рахманинова. Королевой эльфов представала любимица петербургской публики Лежнева в песнях, среди которых были «Вы, птички, каждый год» Моцарта и особенно «Маргаритки» Рахманинова. Миражи эстетики модерна, мотивы Серебряного века отчетливо высвечивались в романсе «Сон» Рахманинова на стихи Федора Сологуба. В песнях Беллини, которые известны по интерпретациям Чечилии Бартоли, Юлия нашла свои интонации, свою теплоту и проникновенность камерной лирики. Но чтобы напомнить поклонникам, за что ее так высоко оценили во всем мире, она спела на бис свои коронные виртуозные арии Порпоры и Генделя.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (6352) от 27.12.2018 под заголовком «Перед лицом хищного времени».
Комментарии