Художник и я

Рынок, вокзал, гараж, частная квартира... Все это вместо театральных зданий, вместо сцены и партера. Вам предложат бродить в наушниках по Финляндскому вокзалу среди толпы спешащих пассажиров, слушая «Разговоры беженцев». Примерить на себя шкуру волка и почувствовать - каково это, когда на тебя охотятся. Прослушать в гараже протоколы допросов руководителей концлагеря на Аушвицком процессе. Узнать, может ли наука превратить человека в ангела...

Художник и я | ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

ФОТО предоставлено организаторами фестиваля

Фестиваль открылся в Корпусе Бенуа Русского музея. Здесь, в постоянной экспозиции русского авангарда, на фоне картин Натальи Гончаровой и Любови Поповой, Петрова-Водкина, Кандинского и Филонова румынская художница Александра Пиричи представила свой перформанс «Хрупкие инструменты вовлечения».

Перед началом перформанса директор Русского музея Владимир Гусев сказал несколько слов об искусстве и революции (одна из трех программ фестиваля называется «Чувство возможного. Посвящение 100-летию революции»).

- Тема это очень интересная, - заметил директор. - Для нас важно понять, какое влияние на развитие искусства оказывали и оказывают радикальные изменения в обществе. Существует расхожее мнение, что русский авангард - искусство, рожденное революцией. Но это не так. Революция была лишь катализатором процессов, которые уже происходили в искусстве. Авангард рождался раньше - под влиянием французской живописи, итальянских футуристов. И вот интересно понять, что первично, а что вторично. Общественно-политические события вызывают изменения в искусстве? Или искусство опережает время и заставляет общество сделать скачок в своем развитии? Это одна из тем, которая связана с перформансом «Хрупкие инструменты вовлечения».

Вдохновленные напутствием директора, все ринулись на второй этаж Корпуса Бенуа. Художница и хореограф Александра Пиричи, которую назвали звездой современного перформанса, обещала «вызвать к жизни различные образы и события, как культурные, так и политические». Показать, как репортаж о казни румынского диктатора Николае Чаушеску монтируется с рекламным роликом виски, снятым Йозефом Бойсом, а «выступления Мишель Обамы и Мелании Трамп переходят в стихотворение Ахматовой «Земля, хотя и не родная». Картина Натальи Гончаровой «Велосипедист» должна была оказаться в одном образном ряду с предсмертной речью Сальвадора Альенде во время государственного переворота в Чили и, может быть, с «Умирающим лебедем» Анны Павловой в хореографии Михаила Фокина.

Если все это и содержалось в перформансе Пиричи, прочитать это было невозможно. Пробившись сквозь плотную толпу зрителей, которые выглядели весьма озадаченными, я увидела парня в спортивных штанах и кроссовках, который пытался делать балетные па.

Ага, обрадовалась я, хоть что-то понятно - это, наверное, и есть оммаж «Умирающему лебедю», Павловой и Фокину.

Танцовщик быстро утомился и рухнул на пол, картинно откинув голову. Всего актеров было пятеро, и они работали честно: ложились, вставали, садились, становились на четвереньки, что-то выкрикивали по-румынски и по-английски.

«Вовлечься» никак не получалось. Минут десять я все же продержалась. Все казалось, что еще чуть-чуть и наконец-то начнется интересное. Не дождалась. Толпа зрителей постепенно редела.

- Это возмутительно! - заявила одна из зрительниц. - Зачем устраивать подобное здесь - в храме искусства?

- Простите, если вы не поняли смысла представления, это же не значит, что оно плохое, - ответила ей другая дама.

- А вы поняли? - поинтересовалась я.

- Нет, - честно призналась собеседница. - Но я допускаю, что проблема во мне, а не в художнике.

Что ж, возможно. Впереди еще много спектаклей, и хочется надеяться, что их создатели смогут достучаться до публики. Выходя из Русского музея, я увидела очередь. Однако люди стояли вовсе не ради перформанса. На выставку Верещагина, которая работала последние дни.

#фестиваль #«Точка доступа» #искусство

Комментарии