Железная линия жизни. Как менялось депо Металлострой

В декабре 1997 года (25 лет назад) на болоте строители забили первую сваю на станции Металлострой. Тогда после почти шестилетнего простоя строительство сдвинулось с мертвой точки. Два года потребовалось Балтийской строительной компании, чтобы сдать эксплуатационникам «под ключ» локомотивное депо XXI века, так называли его железнодорожники. А сравнивать им было с чем: депо, в котором проходили санитарно-техническое обслуживание электрички, построено было 150 лет назад. Депо создавалось для обслуживания пригородных электричек и высокоскоростных поездов «Сокол». 29 декабря 1999 года наша газета писала: «Здравница для электричек распахнула ворота, и первый электропоезд въехал под своды локомотивного депо на станции Металлострой (ТЧ-10)».

Железная линия жизни. Как менялось депо Металлострой | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

1 июля 2000 года начало полноценно обслуживать пригородные и скоростные электропоезда. Но «Сокол» в доме не прижился, и депо стали готовить к приему электропоездов «Сапсан» производства компании Siemens AG. 30 июля 2009 года торжественно было открыто модернизированное депо, готовое к обслуживанию абсолютно нового подвижного состава для России.

Юбилейная дата начала стройки и послужила поводом для рассказа читателям нашего издания, как за эти годы изменилось предприятие, которое позже стало домом для так полюбившихся пассажирам поездов «Сапсан» и «Ласточка».

Работаем и развиваемся на перспективу

htmlimage (2).jpg

Фото Дмитрия Соколова

Александр Васильевич Панфилов руководит Северо-Западной дирекцией скоростного сообщения чуть больше двух лет. Дирекция организована 13 лет назад на базе мо­торвагонного депо Санкт-Петербург-­Московское (ТЧ-10) для обслуживания высокоскоростных поездов. Но Панфилов человек в депо не новый. Именно здесь, в ТЧ-10, в 1997 году он начал трудовую деятельность. Прошел путь от слесаря по ремонту подвижного состава до начальника депо. В его биографии были Южная и Московская дирекции скоростного сообщения.

— Я помню первый рабочий день в Металлострое — 28 мая (в День погранвойск, в которых я служил) 2000 года, — вспоминает Александр Панфилов. — Все изменения, которые происходили здесь, были на моих глазах. Росли люди и растили свое детище. Поэтому это родное депо.

Нам повезло начинать свою трудовую жизнь с такими руководителями, как Беженаров, Гончарук. Нашими учителями были Карамышев, Косарев, который и сейчас работает моим заместителем. Ценен вклад Андреева, Бурцева, Пегова, которые сейчас занимают руководящие посты в ОАО «РЖД». Опыт всех этих людей — великое наследие.

Можно сказать, вы вернулись в родные пенаты. Какие изменения произошли за это время?

— На территории выросли деревья. Конечно, есть и глобальные изменения. Прежде всего увеличился парк обслуживания. Если изначально депо в Металлострое создавалось для эксплуатации и ремонта пригородных электропоездов, то развитие высокоскоростного движения потребовало возведения новых объектов. К примеру, для обеспечения пассажиров горячими обедами к запуску «Сапсанов» в 2009 году в непосредственной близости от депо был построен цех по приготовлению наборов быстрого питания для пассажиров поездов. Для технического обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» в 2016 году компанией «Сименс» на территории депо построен специальный цех. Сегодня мы имеем мощную производственную базу для проведения серьезных ремонтов, включая покраску, замену крупных отдельных узлов. Кроме того, к поездам имеется четырех­уровневый доступ: на нулевой уровень, в подвагонное пространство, в сами вагоны и на крышу, где тоже много технических элементов.

В связи с увеличением парка электропоездов был запланирован и в прошлом году сдан в эксплуатацию новый станок для обточки колесных пар. Сегодня на базе депо Металлострой обслуживается 20 «Сапсанов» (16 из первых партий и 4 абсолютно новых, 2 из которых уже работают на линии и 2 планируем запустить в этом месяце). Плюс 36 «Ласточек», из них 17 — наши, скоростной дирекции, 15 приписаны к Октябрьской ДМВ и 4 — СЗППК.

На момент открытия депо было крупнейшим моторвагонным депо в Санкт-Петербурге. А каким оно является сегодня? Увеличилась ли площадь территории и какие новые объекты появились?

— Оно по‑прежнему осталось самым большим депо не только в Петербурге, но и на сети. Что касается технической оснащенности, Металлострой соответствует техническому прогрессу XXI века.

Общая площадь депо составляет более 40 га, внутридеповская территория более — 20 га, протяженность депо составляет около 2,5 км, путевое развитие депо включает в себя около трех десятков путей, включая ремонтные и экипировочные. Полная развернутая длина путей депо превышает 23 км.

Но Северо-Западная дирекция скоростного сообщения — это не только депо, расположенное в поселке Металлострой. Производственные участки дирекции ведут свою деятельность по эксплуатации и экипировке высокоскоростных и скоростных электропоездов в Москве и Нижнем Новгороде. В 2021 году дирекция приросла участком по обслуживанию ретропоезда «Рускеальский экспресс», расположенным в городе Сортавала (Республика Карелия), организован отдел по организации туристических перевозок.

Потребовалось ли техническое перевооружение депо Металлострой для обслуживания электропоездов «Ласточка»? Хватает ли производственных площадей?

— Хватает, но мы смотрим на перспективу. В 2021 году в депо началась масштабная реконструкция, включающая в себя техническое перево­оружение депо Металлострой для обслуживания высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и скоростных электропоездов «Ласточка».

IMG_1071 (1).jpg
Цех обточки колес./Фото Дмитрия Соколова

Расстояние между железнодорожными путями на ремонтных позициях в «старом» депо, обслуживавшем пригородные электропоезда, не обеспечивало возможность замены колесной пары, размещения оборудования и возможности проезда мобильных установок для экипировки поездов «Ласточка» (откачка биотуалетов, заправка песком), работы электрокаров и электропогрузчиков с учетом соблюдения требований охраны труда при производстве технологических операций. Поэтому на месте трех ремонтных путей производственного корпуса депо сейчас оборудуются два для обеспечения постановки сдвоенных скоростных поездов «Ласточка» в 5‑ и 7‑вагонном исполнении. Будет удлинен существующий пролет здания со стороны Санкт-Петербурга.

Проектом предусмотрено пере­устройство путевого развития депо, устройство выезда из цеха поездов после проведения ТО со стороны Моск­вы. Ведется строительство склада для хранения крупногабаритных запасных частей общей площадью 2000 м2. При реализации указанных основных проектных решений появится возможность проведения полного цикла технического обслуживания, а также внеплановых работ, проведения экипировочных работ на 4 электропоездах «Ласточка» одновременно, а также при необходимости проведения технического обслуживания 2 электропоездов «Сапсан» с обеспечением требований охраны труда при проведении работ.

Также будет модернизирован моечный комплекс. К ожидаемому увеличению парка введен новый цех по обточке колесных пар. Это все прибавляется к тому, что было в 2000 году, когда депо было запущено в эксплуатацию.

Вы, как руководитель, отвечающий за эксплуатацию высокоскоростных и скоростных электропоездов, ощущаете уход немцев?

— Техническое обслуживание электропоездов «Сапсан» и «Ласточка» производится строго в соответствии с нормативной документацией завода-изготовителя и требованиями нормативных документов ОАО «РЖД».

Без осознания произошедшего невозможно строить будущее. Когда немцы поставили перед фактом, что они уходят, в РЖД в кратчайшие сроки была создана сервисная компания, заключен договор, и работа продолжается. Никогда немец не победит русского. Они были надежные, комфортные и честные партнеры. Но наше дело заниматься эксплуатацией поездов, а политикой занимаются другие люди. И те разговоры, которые идут, что «Сапсаны» и «Ласточки» встанут, беспочвенные. Уверяю, этого не произойдет.

Все под контролем

htmlimage (3).jpg
Фото Дмитрия Соколова

Евгений Косарев, заместитель начальника по эксплуатации подвижного состава СЗ дирекции скоростного сообщения. Ему, человеку с большим опытом работы с электроподвижным составом, в 2009 году и было доверено заниматься эксплуатацией «Сапсанов», а позже к ним присоединили «Ласточки».

Сегодня депо «Металлострой» можно назвать практически полноценным заводом, на котором производят полное техническое обслуживание и все виды ремонтов электропоездов «Сапсан» и «Ласточка». Здесь же производят сложные ремонты «Ласточек», курсирующих во всех регионах РФ. Любой поезд — это живой организм. И хотя «Сапсаны» очень надежны, но, как и у любого транспортного средства, в процессе эксплуатации электропоездов могут возникать различного рода технические неисправности. Для того чтобы пассажир не ощутил их воздействие в поездке, на составах имеется внутренняя система диагностики, которая проверяет практически все узлы поезда в движении и дистанционно передает сведения специалистам сервисной организаций. Если возникает более серьезная неисправность и у локомотивной бригады не получается оперативно устранить неисправность, в работу включаются специалисты круглосуточного колл-центра поддержки сервисной организации, которые оперативно подскажут, как устранить ту или иную неисправность. О четкой работе наших специалистов говорит статистика: выполнение графика движения поездами «Сапсан» с начала 2022 года составляет 99,6 %, по электропоездам «Ласточка» этот показатель чуть ниже — 98,1 %.

Важным этапом в организации безопасного и четкого следования поездов, безусловно, является подготовка кадров. В Дирекции скоростного сообщения построен отдельный учебный центр, где и готовят специалистов для обслуживания скоростных и высокоскоростных поездов. Обучение проводится с использованием тренажерных комплексов по постоянно обновляемым программам, в которых учитываются новые изменения в инструкции и программное обеспечение электропоездов. Наши локомотивные бригады (машинисты и помощники машинистов) проходят обучение два раз в год, причем с отрывом от производства.

IMG_0818 (1).jpg
Сотрудники депо 1 готовят «Сапсан» в очередной рейс./Фото Дмитрия Соколова

При эксплуатации любого вида транспорта, тем более высокоскоростных и скоростных поездов, важно держать все под контролем.

Для пассажира важен и такой параметр, как «плавность хода». Бывает, что по нормативам путь и колесные пары электропоездов содержатся в необходимых параметрах, однако пассажир чувствует дискомфорт при проследовании отдельных мест железнодорожного пути. Для того чтобы исключить такие случаи, в поездах ведутся периодические измерения «плавности хода». По результатам диагностики специалистами инфраструктуры уже на месте принимаются необходимые меры для улучшения хода. Потому участок пути между Санкт-Петербургом и Моск­вой считается «бархатным путем».

Не меньше внимания уделяется и развитию маршрутной сети движения электропоездов «Ласточка». Запуск электропоезда серий ЭС2ГП и ЭС1П позволил связать регионы, в которых железная дорога не оборудована контактной сетью, что не позволяло запустить там движение на электрической тяге. Организация движения данных электропоездов с пассажирскими тепловозами серии ТЭП70БС позволила сделать беспересадочные и комфортные маршруты для пассажиров Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей и Республики Карелия, и мы постоянно продолжаем работу по вводу новых маршрутов.

Более чем за 10 лет работы специалистами Северо-Западной дирекции скоростного сообщения совместно с нашими партнерами удалось выстроить четкую и системную работу по обслуживанию и эксплуатации скоростных поездов. Мы готовы адаптироваться под изменяющиеся интересы пассажиров и внедрять новые инновации.

Работаем в штатном режиме

htmlimage (4).jpg
Фото из архива ОАО «РЖД»

Какое будущее у скоростных поездов в России? На этот вопрос отвечает начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Юрьевич Петров.

Напомню, высокоскоростной поезд «Сапсан» совершил свой первый рейс 17 декабря 2009 года. С момента запуска более 50 млн человек стали его пассажирами. Это говорит о том, что поезд один из самых популярных у нас в стране. С уходом немецкой компании поезда по‑прежнему ходят с установленной скоростью, плавно и бесшумно.

Конечно, для нас стало неожиданностью, что «Сименс» после такого долгого опыта работы с предприятиями России принял решение об уходе. Но мы не растерялись и получили полную поддержку государства и контрольных органов. Для того чтобы не допустить остановку работы компании «Сименс» и сохранить компанию, силами холдинга «РЖД» была создана новая отечественная компания «ВСМ Сервис», наделенная правом проведения технического обслуживания.

Ведь ООО «Сименс мобильность» — это компания, которая находилась в России с участием немецкого капитала, а работали в ней граждане России, около 1000 человек. Почти все эти люди, которые работали в немецкой компании, перешли работать в новую, нашу, компанию с сохранением не только зарплат, но и льгот, которые они имели в немецкой компании. То есть люди, которые занимались техническим обслуживанием, знают инженерную документацию, знают особенности этого поезда, сегодня работают в РЖД. Таким образом, основные инженерно-технические компетенции удалось сохранить.

В настоящее время поезда полностью обеспечены необходимыми сервисными комплектами. Пополнение фонда аналоговых запасных частей осуществляется под контролем специальной комиссии, все запасные комплекты проходят обязательную сертификацию.

В настоящее время Инжиниринговый центр ОАО «РЖД» совместно с крупнейшими отечественными машиностроителями ведет работу по импортозамещению в рамках сущест­вующих технологий, а также изучает вопрос организации производства полностью отечественных видов подвижного состава.

Мы размещаем на рынке изготовление тех или иных компонентов, которые будут сделаны российскими производителями. У нас есть ресурсы и люди, запасные части, технологии и производственная база, которая в нашем депо создана. Мы делаем и будем делать все, чтобы поезда «Сапсан» и «Ласточка» не останавливались в полете.

С уходом немцев не может измениться комфорт, сервис в этих поездах. Все услуги, в том числе питание и уборка составов, зависят от российских контрагентов, которые выбираются на конкурсной основе.

Всех железнодорожников и пассажиров поздравляю с праздником. Ведь железная дорога, которой в этом году исполняется 185 лет, является самым востребованным видом транспорта. Здоровья всем и приятных путешествий.

Воспоминания

htmlimage (5).jpg
Фото из архива ОАО «РЖД»

У начальника Департамента технической политики РЖД Владимира Андреева в памяти осталась история создания депо ТЧ-10 и его развитие. Ведь именно ему, тогдашнему начальнику депо, строители вручили символический ключ от объекта.

Тогда Владимир Евгеньевич сказал: конечно, под новое депо хотелось бы и новый парк… Но это свершилось позже.

— Возвращаясь к открытию мо­торвагонного депо Санкт-Петербург-Московское на площадке в поселке Металлострой, вспоминаешь, как тогда переполняла гордость за возможность участия в исторических событиях по построению новой вехи скоростного движения. Новые технологии, новые электропоезда, новое оборудование, «ЭР-200» и «Сокол». Все это давало нам энергию и силы, сутками оставаясь на работе, создавать новое предприятие. Впереди были листы истории с «Сапсаном», «Аллегро» и «Ласточкой», а тогда мы жили «ЭР-200» и «Соколом». Набирали и учили персонал, внедряли новые технологии, строили технические кабинеты.

И все это делали специалисты, которые меня окружали, — А. А. Беженаров, Д. В. Пегов, А. В. Панфилов, О. В. Малиновский …

Это жизнь — это наша история…

#депо #РЖД #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (7226) от 05.08.2022 под заголовком «Железная линия жизни».


Комментарии