По прозвищу Крокодил. В Зимбабве на прошлой неделе прошли выборы главы государства, на которых победил Эммерсон Мнангагва

В то время как Африканский континент в последнее время вошел в период политической турбулентности и военные перевороты становятся нормой жизни, есть в регионе и «тихие уголки», где более-менее спокойно проходят президентские и парламентские выборы, а победители не душат местную оппозицию и не сажают в тюрьмы проигравших. Такой страной является Зимбабве.

По прозвищу Крокодил. В Зимбабве на прошлой неделе прошли выборы главы государства, на которых победил Эммерсон Мнангагва | ФОТО Владимира Смирнова/ТАСС

ФОТО Владимира Смирнова/ТАСС

Это небольшое африканское государство с 15‑миллионным населением многие люди старшего поколения помнят по его прошлому названию — Южная Родезия, так эта страна называлась до получения своей независимости в 1980 году. Также Зимбабве известна крупнейшим на Африканском континенте водопадом ­Виктория и рекой из детства Лимпопо, где, как известно, доктор Айболит лечил бедных заболевших зверей.

Напомним, что большинство стран Африки освободилось от колониальной зависимости в результате революционной борьбы, в том числе и вооруженной, в 1960‑е годы. А вот борьба в Южной Родезии продолжалась еще двадцать лет, причем главного борца против режима белого меньшинства Африканскую национально-освободительную армию Зимбабве (ЗАНЛА) под руководством Роберта Мугабе активно поддерживал Советский Союз.

Жизненный путь Эммерсона Мнангагвы, политического ветерана страны (кстати, ровесника Джо Байдена), неразрывно связан с той борьбой, которую на протяжении десятилетий народ Южной Родезии вел против английских колонизаторов. Он родился в 1942 году в бедной многодетной крестьянской семье. После окончания школы поступил в строительное училище, после его окончания — в технический колледж, но за учас­тие в антиколониальных выступлениях был отчислен со второго курса. С этого периода начался отсчет его революционной деятельности, который продолжался вплоть до получения страной независимости.

Мнангагва прошел военную и идеологическую подготовку в Китае, в рядах военно-диверсионной группы «Крокодил» (действовала на территории Танзании), участвовал в партизанской борьбе с правительством белого меньшинства государства Родезия, созданного Я. Смитом в 1965 году после провозглашения независимости от Великобритании. За приверженность к жестким методам получил прозвище Крокодил. В 1963 году он вступил в Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU), одним из основателей которого был Роберт Мугабе. С тех пор два борца с колониализмом шли по жизни вместе. Оба участвовали в деятельности диверсионных групп. В 1965 году, например, Мнангагву приговорили к десяти годам тюрьмы за подрыв поезда.

В тюрьме он частично потерял слух, но не революционный дух. В годы заключения решил заняться самообразованием. И успешно: сумел получить высшее образование, обучаясь заочно в Лондонском университете (в 1972 году получил диплом бакалавра юриспруденции) и в Университете Замбии в Лусаке (1973 – 1974), куда его депортировали ­после частичного отбывания срока. В Лусаке опытный революционер, но еще начинающий юрист начал адвокатскую практику, продолжая при этом активно заниматься антиколониальной борьбой.

С 1977 года Мнангагва входит в высшее руководство ZANU, который с момента обретения страной независимости и по настоящее время остается правящей партией. На протяжении последующих без малого четырех десятилетий, пока Мугабе «рулил» страной, он оставался в системе власти и был, по сути, правой рукой первого президента страны. Мнангагва ­возглавлял госбезопасность и разведку, минюст и минфин, был руководителем объединенного оперативного командования — генштаба армии Зимбабве и много кем еще. В 2014 году Мугабе назначил его первым вице-президентом, курирующим оборону, госбезопасность и центробанк. Предполагалось, что такой порядок будет существовать до истечения полномочий Мугабе, то есть до августа 2018‑го, после чего в Зимбабве должны пройти выборы, которые, без сомнения, выиграл бы Мнангагва.

Но тут в ситуацию вмешалась жена Мугабе Грейс, решившая, что именно она должна сменить своего мужа на президентском посту. Пользуясь возрастным слабоумием 93‑летнего Мугабе, 50‑летняя первая леди страны отстранила Эммерсона Мнангагву от всех должностей и вынудила его эмигрировать из страны в соседнюю ЮАР. Однако тут уже в события вмешалась армия, для которой отстраненный Мнангагва при всей его жесткости был героем борьбы за независимость. Войска изолировали престарелого президента, вынудили его подать в отставку, Грейс была отстранена от всех постов в партии и государстве, а Мнангагва вернулся в страну национальным героем. Сам Крокодил был восстановлен на всех постах и спус­тя месяц после своего возвращения занял пост главы государства. Еще годом позже, в ноябре 2017‑го, он был избран президентом в первом туре, набрав 50,8 % голосов избирателей (его соперником был лидер оппозиции Нельсон Чамис).

На нынешних выборах 81‑летний Мнангагва снова победил в первом туре того же 45‑летнего конкурента. На этот раз он набрал 52,6 % и опередил Чамиса на 8 пунктов. Нельзя сказать, что прошедшие пять лет, когда патриарх зимбабвийской политики стоял во главе государства, стали прорывными в истории страны. Многие обещания, данные им после своей первой победы, остались невыполненными. Все это время граждане страдали от перебоев с водо- и электроснабжением, дефицита продовольствия, топлива и медикаментов. Не удалось остановить и катастрофический рост стоимости жизни. В конце 2020 года инфляция достигла 557 % и с тех пор не опускалась ниже двузначных значений. Никуда не делась и проблема строительства доступного жилья: сейчас в стране недостает 2 млн жилищных единиц. Власти объясняют экономические проблемы санкциями Великобритании и США, действующими с 2001 года. Но такое объяснение устраивает далеко не всех, многие в стране полагают, что и местная власть не делает все, чтобы исправить положение.

Однако проблема Зимбабве заключается в том, что и оппозиция со своим молодым лидером, традиционно уделяющая много внимания демократии и правам человека, не смогла до сих пор сформулировать внятную ­программу экономических реформ. И, как показывают нынешние президентские выборы, расширить электоральную базу им за прошедшие пять лет тоже не удалось. Оппозиция, правда, заявила, что не признает итоги выборов. Об их «недемократичности» говорят и западные наблюдатели. Однако опрос, проведенный Институтом общественного мнения Зимбабве при поддержке панафриканской независимой исследовательской сети Afrobarometer незадолго до дня голосования, зафиксировал примерно такой же разрыв между соперниками, как и обнародованный местным избиркомом.

Следует отметить, что Эммерсон Мнангагва — активный сторонник укрепления сотрудничества Зимбабве с Россией. Он приезжал в Москву с официальным визитом и встречался в Кремле с Владимиром Путиным в 2019 году. На саммите Россия — Африка, прошедшем в июле в Санкт-Петербурге, политик отмечал, что связи ­Москвы и Хараре «прочны как никогда, в самые сложные времена Россия оказывала помощь Зимбабве». Двум странам необходимо продолжать и углублять это сотрудничество, убежден политик.


#выборы #Зимбабве #президент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7497) от 08.09.2023 под заголовком «По прозвищу Крокодил».


Комментарии