Танкист и партизан
Первую весточку от Кузьмы Можарова его родные получили только в марте 1944 года, когда они уже и не надеялись увидеть его живым. В письме было написано: «Если я погибну, то знайте, что я погиб не как изменник, сдавшийся в плен, а как истинный патриот своей Родины, который, не щадя своей крови, бил врага в тылу самого же врага»,
Военная одиссея Кузьмы Можарова была захватывающей и трагичной. В начале июля 1941 года их соединение, в котором Кузьма был механиком-водителем танка-амфибии, под Витебском попало в окружение. Город горел, враг двигался стремительно. Вырваться из окружения удалось, но техника была потеряна. 28 июля новое окружение, бой на прорыв, после которого кто погиб, а кто попал в плен. В числе последних оказался Можаров. Через восемь суток сотни пленных красноармейцев отправили в лагерь, который находился в Витебске. Через два дня Кузьма, которому шел двадцать первый год, сумел бежать.
Только через три недели скитаний по лесам он вышел на партизанский отряд. Партизаны действовали в сложной обстановке – в окрестных деревнях были каратели. Во время одной из вылазок, когда пошли добывать оружие, наткнулись на немцев. Можаров был ранен и снова попал в плен. Из Орши его отправили в Минск, где немцы сделали Кузьме операцию, а потом засунули в эшелон, идущий в Германию. Не доезжая до Барановичей, Кузьма бежал, выпрыгнув на ходу из вагона через люк.
В одной из деревень беглеца приютил крестьянин, взяв помощником по хозяйству. Однако была опасность, что парня распознают, как бойца Красной армии, и тогда расстреляют обоих. И в сентябре 1942 года бывший танкист вновь оказался в партизанском отряде, который действовал в Барановичских лесах. Здесь он стал пулеметчиком, орудие захватил во время одной из схваток с врагом. Партизаны с успехом вели «железнодорожную» войну, взрывая рельсы и отправляя под откос немецкие эшелоны. Можаров участвовал в семи таких успешных операциях.
После войны Кузьма Степанович стал геологом, но раны не давали ему возможности полноценно трудиться. «Я пригласила его с женой приехать ко мне в Ленинград в надежде, что наши врачи помогут Кузьме Степановичу, – рассказывает его племянница, читательница нашей газеты Нина Александровна Павликова. – Но было уже поздно».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (5489) от 30.06.2015.
Комментарии