Зачем платить миллионы?
На прошлой неделе в Петербурге прошел детский турнир имени Дмитрия Радченко. Бывший игрок «Зенита» и сборной России провел его на стадионе школы # 237 в Красносельском районе, где будущий форвард делал первые футбольные шаги много лет назад. Как рассказал РАДЧЕНКО нашему корреспонденту, этот турнир – только начало масштабного проекта.
ФОТО www.fc-zenit.ru
– Идея такого соревнования у меня родилась давно, сейчас ее удалось реализовать в рамках проекта по развитию футбола в Красносельском районе. Цель проекта в том, чтобы все футбольные клубы и секции объединились, работая по единой системе. Координационный совет района принял мой проект, и теперь я буду проводить семинары, конференции, мастер-классы и фестивали. Ну а место первого турнира было выбрано, конечно, не случайно. Я родился рядом с этой площадкой, делал первые шаги и в футболе, и в жизни. Конечно, само поле сильно изменилось, оно облагородилось, постелен искусственный газон. Мне было очень приятно смотреть на мальчишек, которые могут гонять мяч в таких хороших условиях.
– Как будет развиваться проект?
– Уже здесь дело не ограничилось одним турниром. Я провел семинар для тренеров по технико-тактическим действиям игрока с мячом и без мяча, мастер-классы для ребят. Прошли конкурсы в трех номинациях – на самого ловкого, самого техничного и самого быстрого игрока. Главное, что порадовало: ребята из общеобразовательных школ практически не уступали тем, кто занимается футболом в специализированных школах. Талантливых мальчишек у нас хватает! В ближайшее время я объеду все футбольные школы района, обменяемся мнением со специалистами. Я составил свою программу подготовки форвардов, но не собираюсь навязывать ее тренерам. Мы будем обучаться вместе.
– В академии «Зенита» вы отвечаете за работу с нападающими. Есть ли перспективные ребята, способные заиграть в главное петербургской команде?
– Молодые таланты есть, но с ними нужно вести индивидуальную работу. Один из самых талантливых ребят нынешнего юного поколения – Рамиль Шейдаев. С ним я работал, когда он попал в «Зенит-2», мы провели полноценный сбор в Турции. Парень хочет играть, все его мысли об основной команде, но ему нужна постоянная игровая практика. Сидя на лавке, даже рядом с большими мастерами, он не разовьется. В таком возрасте футболисты должны играть.
– Значит, доверие тренера – это основное?
– Доверие тренера в таком возрасте необходимо, это я знаю по себе. Мне повезло, что я в юном возрасте попал в петербургское «Динамо», где работали Анатолий Зинченко и Владимир Казаченок. Они дали мне шанс, поверили, я практически сразу из юношеской команды попал во взрослый футбол.
– При этом вы начинали не в высшей лиге. Может быть, и сейчас юным игрокам лучше начинать пониже, в ФНЛ?
– Сравнивать советские времена и нынешние сложно, тем более проводить параллели между низшими дивизионами тогда и сейчас – в СССР лиги были намного сильнее. Но мы видим на примере «Зенита-2», что даже второй дивизион может развивать. Посмотрите на мальчишек, как тяжело им было в первом сезоне в мужском футболе и как преобразилась их игра спустя год. Прогресс очевиден, и это еще одно доказательство того, что к взрослому футболу нужно привыкать.
– На чемпионаты мира и Европы среди юношеских сборных наши команды регулярно попадают. Но затем эти ребята исчезают, в то время как их сверстники становятся полноценными взрослыми футболистами.
– Совершенно согласен, в самый важный для становления игрока период, с 16 до 20 лет, наши мальчишки пропадают. Мы помним, как сборная Игоря Колыванова выиграла юношеский чемпионат Европы, но почти все парни сейчас не на виду. Причина в одном: они не играют.
– Возможно, игрокам удобно сидеть на скамейках запасных клубов премьер-лиги.
– Какое-то время можно рассчитывать, что тренировки приносят пользу и тренер на тебя обратит внимание. Но если ты видишь, что наставник предпочитает других, а ты теряешь полгода, тем более год, то надо срочно что-то делать.
– Почему россияне почти не едут за рубеж? Например, вы уезжали в скромный «Расинг», а нынешние футболисты готовы отправиться только в топ-клубы.
– Переехать, например, в такой чемпионат, как испанский, и прижиться там очень и очень тяжело. Примеров, когда не заиграли сильные игроки, масса. Когда приезжал я, был лимит на легионеров, на поле могли оказаться трое иностранцев, четвертый в запасе. На каждой тренировке приходилось доказывать свое превосходство над местными. А почему не уезжают нынешние футболисты? Их устраивают зарплаты, которые они получают в России. Таким спортсменам, как Александр Кокорин или Федор Смолов, не мешало бы поехать в Европу, но поменять контракт, который они имеют здесь, на неясные перспективы и тяжелую борьбу за место в составе хотят немногие. Середняки в Европе сейчас не могут предлагать такие деньги, в Старом Свете кризис. А топовый клуб... вряд ли их туда пригласят. С другой стороны, понять игроков тоже можно. Реально пик карьеры составляет не более 8 лет, за это время нужно успеть обеспечить себя и родных.
– Есть ли в сборной альтернатива Кержакову и Кокорину?
– Странно, что в национальную команду не приглашают Павла Погребняка. Да, он играет не в премьер-лиге, а в чемпионшипе. Но это очень серьезный турнир, там каждый матч, как битва. А в остальном заменить упомянутых вами игроков очень сложно. В большинстве сильных российских клубов на позиции центральных нападающих играют иностранцы, а в составе коллективов уровнем ниже достойных я, к сожалению, не вижу.
– Значит, все мы неадекватно оцениваем наш футбол?
– По играм сборной ясно, в каком состоянии находится наш футбол. Очевидно – мы катимся вниз. Странно слышать, как люди говорят: «Ничего! Проиграли в гостях Австрии, обыграем дома». Ну вот, обыграли... Руководству нужно принимать какие-то решения, стоит посмотреть на примеры других стран. Немцы к своей победе на чемпионате мира шли очень много лет, было полноценное развитие, начиная с детского и юношеского футбола. Был создан единый методический подход. То же самое и в Испании.
– Что думаете о лимите на легионеров?
– Я не раз повторял, что лимит необходим, выступая за четырех иностранцев на поле и одного запасного. Но расти можно только рядом с большими мастерами, поэтому я не буду против приезда новых футболистов уровня Эсекиэля Гарая, Мигеля Данни или Халка.
– Но разве жесткий лимит не ухудшит положение? Ведь игроки и так находятся в положении, когда можно зарабатывать много, даже не прогрессируя.
– С этим легко бороться, если руководство клубов будет вести себя профессионально. Игроки должны зарабатывать свои деньги, а не получать их за паспорт. Если парень показывает игру европейского уровня, он заслуживает адекватную зарплату. Но если этим требованиям футболист не соответствует, то почему ему должны платить миллионы?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (5484) от 23.06.2015.
Комментарии