Волшебник с тринадцатого маршрута

Новичок СКА Павел Дацюк, главная трансферная сенсация межсезонья, к 37 годам стал игроком мирового уровня, одним из самых высокооплачиваемых и креативных хоккеистов мира. Хотя 16 лет назад его карьера могла завершиться, толком не начавшись...

Волшебник с тринадцатого маршрута | ФОТО Артема Каратаева/ТАСС

ФОТО Артема Каратаева/ТАСС

Хоккей – игра контактная. Один неосторожный контакт порой может стоить целой карьеры. В ноябре 1999 года екатеринбургское «Динамо-Энергия» встречалось с ярославским «Торпедо». Дацюк занял привычную центральную позицию в линии атаки между другими уральцами Максимом Краевым и Алексеем Симаковым. Всем им было по 20 лет, в хоккейном мире их знал лишь узкий круг людей. На Симакова с Дацюком вовсе глядели со снисхождением – уж очень щупленькими выглядели оба, так что если специалисты и видели перспективу, то только в габаритном Краеве (185 см, 95 кг), которого действительно приглашали в сборные РФ разных возрастов.

Владимир Крикунов, тогдашний наставник «Динамо-Энергии», собрал парней вместе в надежде создать маневренное, быстрое, юркое и оттого результативное трио. Таким оно и было на протяжении двух сезонов, пока не пришел черед матча с «Торпедо». В ту пору не было никакого «Ютуба», поэтому видео той страшной травмы, что получил Дацюк, не сохранилось. Не было и огромных, вроде нынешних, денег в хоккее, а уж тем более у скромной «Динамо-Энергии». В общем, ни о каких поездках на лечение в Германию, как это принято в российском спорте сегодня, речи не шло. Дацюка оперировали на Урале, причем не очень удачно – он не то что играть, ходить нормально не мог.

– Колено было в ужасном состоянии. Плюс проблемы с крестообразными связками. Он их не разрабатывал, и ногу было не согнуть, – вспоминает бывший наставник сборной России Владимир Крикунов. – Два массажиста пытались – не получалось.

Именно Крикунов спас ныне главного хоккейного Волшебника. Перейдя на работу в «Ак Барс», Владимир Васильевич уговорил руководство казанского клуба купить «сломанного» игрока за солидные по тем временам $100 тысяч.

– В Казань он в конце ноября перебрался. Думали, к плей-офф поставим его на ноги, – вспоминает Крикунов. – Целый институт работал над возвращением нормальной подвижности, однако свой первый матч за «Ак Барс» Паша провел лишь в следующем сезоне.

На сборе в итальянском Больцано реабилитации свердловчанина было уделено особое внимание. Использовали самые прогрессивные методики восстановления, не пренебрегали и народной медициной. В частности, пиявками, которые сделали свое дело.

– Дацюк – самый талантливый и упорный хоккеист из тех, кого я встречал, – улыбается Ильмир Хабибрахманов, с 1997 года работающий врачом «Ак Барса». – К тому же Павел всегда отличался бешеной работоспособностью. Когда понял, что мы можем поставить его на ноги, он попер так, что треск костей стоял – остановить его было нельзя. Возвращение на лед – исключительно его заслуга, мы лишь помогли ему в этом.

Изголодавшийся по хоккею Дацюк быстро стал лидером «Ак Барса», доигравшись до приглашения в сборную России. Но и тут без содействия Крикунова не обошлось.

– Сборную тогда Александр Якушев возглавлял. Звоню ему перед очередным этапом. «Возьми, – говорю, – парня. У тебя такого сто процентов нет», – вспоминает Крикунов. Якушев отмахивается: «У нас селекционеры всю лигу мониторят». — «Ни фига, – парирую, – твои селекционеры не видят. У меня в «Ак Барсе» есть хорошие ребята, но этот всех сильнее».

Крикунов все же убедил Якушева. Дацюка пригласили на один из этапов Евротура. В сборной в тот момент ведущей была омская тройка Сушинский – Прокопьев – Затонский. Дацюку нашли формальное место в пятом звене.

– Якушев потом смеялся: «Когда впервые увидел Дацюка на льду, подумал: Крикун с ума сошел – инвалида мне прислал», – усмехается Владимир Васильевич. – Паша ведь еще своеобразно ходит. Со стороны может показаться, что какие-то проблемы. Вот и Якушев подумал: «Пусть в пятом звене посидит. Маечку сборной наденет – и хватит с него».

Заявить о себе Дацюку помог случай. Во время сборов «сломался» Александр Прокопьев, и на его место временно поставили Дацюка. Якушев думал, кем заменить травмированного, но после первого же совместного занятия к главному тренеру подъехал Максим Сушинский: «Александр Сергеевич, не надо никого искать. Этот парень шайбу клюшкой отдает, как рукой!».

– Куда селекционеры смотрели? – сокрушался потом Якушев. – Это же не игрок, это явление!

Весной 2001 года Дацюк дебютировал на чемпионате мира, а летом откликнулся на зов «Детройта», заприметившего его еще в 1998 году. На стыке веков «Красные крылья» были ведущим клубом НХЛ, а потому на драфте всякий раз выбирали в числе последних, довольствуясь, как водится, остатками с «барского стола». Однако на тот случай в клубе имелся специальный человек – Хокан Андерссон. Уникальный талант шведского скаута позволял даже в поздних раундах «вылавливать» игроков, на которых затем строились чемпионские коллективы. Дацюк с его подачи был выбран 171-м. Многолетние партнеры Павла по первой тройке – Хенрик Зеттерберг и Юхан Франсон, фундамент чемпионской команды-2008, – 210-м и 97-м, соответственно.

В отличие от своих шведских партнеров свой первый Кубок Стэнли Дацюк добыл сразу – в дебютный сезон. Причем сделал это в окружении солидного числа соотечественников. Глупо резать курицу, которая несет золотые яйца. «Русская пятерка» сыграла огромную роль в завоевании «Детройтом» двух предыдущих кубков, и приоритетный вектор селекционной работы был очевиден. К тому моменту карьеру завершил Вячеслав Фетисов, после страшной катастрофы не восстановился Владимир Константинов, ушел из клуба Вячеслав Козлов, попутно, кстати, освободив Дацюку свитер с номером 13. Несчастливое число на спине объясняется просто – на тренировки, а после них домой в родном Свердловске Дацюк добирался на 13-м троллейбусе

От легендарного сочетания остались лишь Сергей Федоров и Игорь Ларионов, с которыми, несмотря на то что все трое центрфорварды, Дацюка нередко выпускал Скотти Боумэн, одним из помощников которого, кстати, являлся Барри Смит.

На пути между первым Кубком Стэнли и вторым, а также после Дацюк соберет множество индивидуальных наград. Четырежды будет признан, например, самым корректным игроком лиги с высоким уровнем мастерства, трижды – лучшим форвардом оборонительного плана. Но главная мощь Дацюка не в статистике, а силе мысли и во владении собственным телом.

За умение одурачить нескольких противников на «носовом платке», способность пробивать сумасшедшие по красоте буллиты и отдавать нереальные на первый взгляд передачи Павел получил в НХЛ прозвище Magic man – Волшебник. А еще его часто сравнивают с джойстиком игрового компьютера. Если у обычного человека на нем 16 кнопок, у Дацюка их 60. Но и волшебники порой не всесильны...

За 16 лет, что прошли с момента чудесного воскрешения карьеры, Павел выступал на четырех Олимпиадах, но лишь одна награда – «бронза» дебютных для него Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити – служит медальным напоминанием о них. Два Кубка Стэнли, «золото» чемпионата мира-2012... Для полного комплекта наград и последующего вхождения в «Тройной золотой клуб» не хватает лишь одной. Говорят, в том числе для того, чтобы заполнить этот пробел, Дацюк приехал в СКА.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.


Комментарии