Ватерполистка Надежда Глызина приняла решение завершить карьеру

У заслуженного мастера спорта России Надежды ГЛЫЗИНОЙ очень необычная спортивная судьба. В ее карьере были четыре олимпиады, дважды она завершала карьеру и дважды ярко возвращалась, а еще были драматические, иногда и по‑настоящему трагические события, связывавшие спорт и жизнь. И вот многократная чемпионка России в составе киришского «КИНЕФ-Сургутнефтегаза», бронзовый призер Олимпийских игр в Рио объявила, что заканчивает игровую карьеру уже навсегда.

Ватерполистка Надежда Глызина приняла решение завершить карьеру | ФОТО Mark Humphrey/AP/ТАСС

ФОТО Mark Humphrey/AP/ТАСС

— Когда приняли решение о завершении карьеры?

— В середине прошлого сезона я уже знала, что он станет для меня последним, само решение пришло даже чуть раньше. Я уже понимала, что пора как бы и честь знать (улыбается). Да и физически чувствовала себя не как прежде — тяжело восстанавливалась между тренировками. К тому же поняла, что сейчас уже могу принести больше пользы на другом поприще, чем продолжая играть.

— К вашим дальнейшим планам еще вернемся, а пока вспомним все‑таки минувший сезон, в котором «КИНЕФ-Сургутнефтегаз» после двадцати подряд чемпионств не смог завоевать золотые медали…

— Осталось чувство недосказанности. Когда ты воспитываешь в себе какие‑то волевые качества и побеждаешь на протяжении всей карьеры, то к поражениям уже относишься по‑другому. Недаром в спорте существует фраза о том, что побеждает сильнейший, и это касается не только физической составляющей, но и психологии, каких‑то тактических моментов. А тут в самый решающий момент вмешался еще и судейский фактор. Если бы у меня не было такого большого игрового опыта, в том числе на самых крупных международных соревнованиях, то я, возможно, согласилась бы с тем, что возможна такая односторонняя трактовка правил, как та, что имела место в нашем полуфинале. Но в данном случае могу твердо сказать, что судейские решения были неоправданными и некорректными. Именно поэтому и возникло то самое чувство недосказанности. И матч за третье мес­то с командой, которая накануне сыграла вничью с будущим чемпионом — «Уралочкой», все подтвердил, результат оказался на табло. Когда перед «Финалом четырех» шел длинный турнир с участием шести сильнейших команд России, то у нас действительно в какой‑то момент был провал, были поражения. Потому что в составе «КИНЕФ-Сургутнефтегаза» были игроки, которым уже за тридцать, и мы понимали, что нужно распределить усилия, чтобы подойти в оптимальной форме именно к «Финалу четырех». Но к этому финальному турниру мы действительно были полноценно готовы. В итоге же случилось то, что случилось, но я при этом совершенно искренне поздравляю девчонок, поднявшихся на пьедестале почета на ступени выше нас.

— А как вам ситуация, когда чемпионат России идет долгие восемь месяцев, сильнейшие коман­ды многократно играют между собой, но в итоге медали распределяются за два дня «Финала четырех», в котором ко всему прочему еще и три матча из четырех завершаются сериями пенальти. Именно от них в конце концов зависит, кто станет чемпионом страны?

— Мне трудно комментировать этот момент. Все‑таки такой регламент принимался, видимо, с учетом нехватки соревновательной практики, учитывались интересы сборных страны. Но сезон действительно получился с точки зрения игроков очень затянутый, хотя у тренеров может быть иное мнение. Чтобы профессионально обсуждать эту тему, необходим опыт с двух сторон, а у меня он пока только с одной.

— Зато он у вас невероятно богатый. Вспомните самое яркое событие на вашем спортивном пути…

— Не могу выделить что‑то одно, у меня было несколько запоминающихся этапов, и складывались они совсем по‑разному. В довольно юном возрасте пришел момент, когда мне уже надо было учиться брать ответственность на себя, добиваться того, чтобы ушла боязнь допустить ошибку, исчез страх перед тренером — все эти моменты, характерные для перехода из юниорского спорта во взрослый, мне пришлось преодолевать очень быстро. При этом я пришла уже в команду чемпионок, и это накладывало свой отпечаток — не хотелось стать тем молодым игроком, который прервет все эти традиции. Яркий момент случился и позже, когда уже чувствовала, что застолбила за собой мес­то и в клубе, и в сборной, твои коман­ды выигрывают чемпионаты страны и Европы, и осознаешь, что ты тоже приложил руку к этим результатам.

— После Олимпиады в Лондоне вы приняли решение прервать карьеру, у вас родилась дочь, а затем вернулись в спорт лишь спустя три года. Насколько трудно тогда пришлось?

— Снова всем все доказывала практически с нуля, и для меня это был очень серьезный вызов. Очень кстати тогда в «КИНЕФ-Сургутнеф­тегаз» как раз вернулся и главный тренер Александр Кабанов, с которым у меня было прекрасное игровое и человеческое взаимопонимание. И все сложилось самым наилучшим образом. Для меня было очень важно по­ехать на Олимпийские игры в Рио, и не просто поехать в качестве игрока, выходящего со скамейки, а быть там именно человеком, усилия которого помогли завоевать медали.

— В матче за бронзовые медали против Венгрии на той Олимпиа­де вы забросили в ворота соперниц пять мячей, став лучшим игроком встречи…

— И это очень существенно для меня. Моей целью было не прос­то стать призером Олимпиады, а именно реально помочь команде добиться этого результата. Так что чувством самореализации я насладилась по полной. Следующим ярким пунктом была, конечно, победа «КИНЕФ-Сургутнефтегаза» в Евролиге. Мы столько лет выступали в этом турнире, столько раз были близки к победе, но останавливались в шаге от первого места. Так что была максимально заряжена на этот результат и после победы в Евролиге вновь решила завершить карьеру по обстоятельствам более сложного характера, чем рождение ребенка (в ночь накануне финального матча у Надежды умерла мама, но она все‑таки нашла в себе силы принять участие в игре и помочь команде. — Прим. авт.).

— Тем не менее потом, два года спустя, состоялось еще одно возвращение…

— Оно было уже другим. Я стала более спокойной в каких‑то аспектах, полностью отдавала себе отчет во всех своих действиях. И у меня не было каких‑то завышенных целей и ожиданий. Я снова шла в спорт уже ради клуба, который дал нам, простым киришским девчонкам, возможность реализовать себя и вписать свои имена в историю водного поло. Теперь уже мне самой хотелось помочь команде. В ней как раз шла смена поколений, было очень интересно наблюдать за тем, как молодые девчонки растут, развиваются, по мере возможности помогала им в этом. А в какой‑то момент почувствовала в себе силы и решила: а почему бы не попробовать попасть в сборную и выступить на еще одной Олимпиаде? И тут настрой уже был иной, чем перед Рио. Думала примерно так: я приложу максимум собственных усилий, а уж там как получится. Если мне суждено быть в Токио — я там буду, если нет — то нет. С потерей близкого человека я поняла, что есть куча жизненных моментов и обстоятельств, которые от нас абсолютно не зависят, и нужно научиться принимать эти моменты. На свою четвертую Олимпиаду я в итоге поехала, но, к сожалению, с медалями там не сложилось. Хотя не считаю, что команда как‑то совсем уж плохо там выступила.

— Какие у вас теперь жизненные планы?

— Буду пробовать себя в тренерской деятельности. У нас с еще одним киришским тренером Марком Орловым в начале учебного года будет первый набор девочек. Мне очень приятно оказаться в профессиональной паре с Марком, и я надеюсь, что у нас сложатся хорошие рабочие отношения и мы сможем гармонично взаимодействовать, принося пользу детям. Кроме того, я нахожусь в тренерской команде Елены Смуровой в «КИНЕФе»-2, уже участвовала в тренировочном процессе. Набираюсь опыта, что‑то для себя подмечаю. И еще надеюсь получить высшее образование по специальности «Спортивная психология» в Университете Лесгафта. Только что сдавала экзамены — надеюсь, поступила. Волновалась очень, даже руки тряслись, когда я отвечала по билету. Была серьезная подготовка и серьезный экзамен — не просто какое‑то тестирование. Очень хочется поступить и получить высшее образование именно в этом направлении. Знания спортивного психолога отлично дополнили бы мою практическую работу в качестве тренера.



#спорт #ватерпол #карьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 141 (7470) от 02.08.2023 под заголовком «Чемпионка из команды чемпионок».


Комментарии