Удар Виктора Садовского

В Год российского кино самое время вспомнить про то, что наш город всегда был лидером спортивного кинематографа.  В советские времена съемки полнометражных фильмов на эту тематику велись, что называется, по остаточному принципу, и если бы не «Ленфильм»...

Удар Виктора Садовского | Кадр из кинофильма «Удар! Еще удар!»

Кадр из кинофильма «Удар! Еще удар!»

В период с 1960-го по 1991 год на этой киностудии было выпущено в прокат сразу восемь полнометражных кинокартин – «Победитель», «Удар! Еще удар!», «Ход белой королевы», «Одиннадцать надежд», «Все решает мгновение», «Девушка и гранд», «Соперницы» и «Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа». Но ключевая изюминка этого достаточно длинного списка фильмов в том, что все эти картины снял... один и тот же режиссер – настоящий подвижник и энтузиаст своего дела Виктор Садовский.

Он пришел работать на «Ленфильм» еще в 1941 году – и на всю жизнь остался верен родной киностудии и родному делу. Даже на фронте в составе 522-го малокалиберного зенитно-артиллерийского полка Садовский был киномехаником... А с 1960 года Виктор Александрович начал трудиться на «Ленфильме» режиссером-постановщиком – и в том же году снял «Победителя», героем которого стал чемпион-конькобежец (эту роль сыграл Иван Дмитриев), принявший тяжелое решение уйти с ледяной дорожки вопреки мнению собственной жены и товарищей по команде...

Эта тема «спортивного конфликта» остро интересовала завзятого болельщика Садовского всю жизнь. Он развивал ее и в «Ходе белой королевы» (где герой картины, лыжный тренер – роль Кирилла Лаврова, – уже решает поставить крест на своей профессии, но успехи лучшей ученицы заставляют его изменить личные планы), и в картине «Все решает мгновение» (где совсем юная героиня Галины Беляевой слишком рано попадает во взрослую сборную СССР по плаванию и не может справиться с чудовищной психологической нагрузкой и жесточайшей конкуренцией), и в «Соперницах», где название ленты само говорит за себя...

Но поистине красной темой во всем творчестве Виктора Александровича стал кинофутбол. О виде спорта номер один горячий поклонник футбола Садовский снял сразу три (!) картины – «Удар! Еще удар!» (фильм вышел на киноэкраны в 1968 году), «Одиннадцать надежд» (1975) и «Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа» (1991). В первой из них любимый всеми ленинградцами (и Садовским, разумеется, тоже) «Зенит», переименованный в фильме в ленинградскую «Зарю», добирается до финала престижного кубка, но в белую ночь перед решающим матчем лучший нападающий команды отсутствует на базе команды, ставя собственного тренера (он же – приемный отец самого игрока) перед непростым выбором. Во второй картине сюжет уже построен на сложной компоновке талантливым тренером (роль Анатолия Папанова) ни много ни мало сборной СССР. Ну а в третий раз режиссер Садовский попытался исследовать футбольный мир через призму удивительной судьбы выдающегося спортсмена Всеволода Боброва, который после войны оказался под особым покровительством боготворившего и футбол и хоккей всемогущего Василия Сталина – сына «вождя всех народов»...

Виктор Александрович Садовский не был спортивным профессионалом в полном смысле этого слова. В его картинах немало досадных шероховатостей с теми же пресловутыми «голами, очками и секундами». Порою герои его фильмов – футболисты сборной! – с упоением гоняют мяч в спортивных тапочках вместо бутс, так как официальный международный матч почему-то проводится в зале... Но сами картины Садовского пронизаны такой человеческой симпатией к спортсменам и тренерам, таким неподдельным интересом к их подчас адски каторжному и неблагодарному труду, что на все эти мелочи просто не обращаешь внимания, садясь к телевизору в очередной раз смотреть тот же «Удар! Еще удар!». Кстати, этот фильм, один из лучших у Садовского, заслуживает куда более подробного рассказа...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5709) от 26.05.2016.


Комментарии