Турнир по шахматам впервые прошёл в рамках Всемирных киберспортивных игр
В число 16 участников основных соревнований смогли пробиться три россиянина — Ян Непомнящий, Владислав Артемьев и Андрей Есипенко. Лучшим среди них стал Непомнящий, добравшийся до четвертьфинала.
ФОТО Jason Leung on Unsplash
Призовой фонд турнира, прошедшего в Саудовской Аравии, был довольно весомым даже по меркам мировой шахматной элиты, в последнее время довольно избалованной в этом смысле многочисленными соревнованиями в Интернете, когда можно заработать большие деньги не выходя из дома. Так что от участия в шахматном турнире киберспортивных игр не отказался практически ни один гроссмейстер из мировой элиты, ведь на этом соревновании за четыре дня разыгрывались в общей сложности полтора миллиона долларов, а первый приз, который в итоге предсказуемо достался обладателю самого высокого рейтинга в мире норвежцу Магнусу Карлсену, составил 210 тысяч.
При этом турнир оказался для шахмат очень необычным вовсе не только по причине огромных призовых. Для того чтобы вписаться в формат Всемирных киберспортивных игр, гроссмейстерам пришлось осваивать не слишком привычный совмещенный вариант игры. С одной стороны, они находились в одном помещении (и даже за одним столом) в присутствии зрителей в зале, но, с другой, играли не деревянными фигурами на доске, а на собственных компьютерах, мониторы которых фактически отгораживали шахматистов друг от друга. Картинка в итоге получилась очень яркой и даже «телегеничной»: игровой столик, за ним — гроссмейстеры со всеми своими эмоциями, на заднем плане — большая демонстрационная доска с текущим положением дел в партии и таймером времени на обдумывание, остающегося каждому из игроков. Если учесть, что турнир шел с контролем времени «длинного блица» (в решающих партиях каждому из шахматистов давалось по 10 минут на всю партию без всяких традиционных в последнее время «фишеровских» добавлений за сделанный ход), то все происходило очень динамично и эмоционально. Здесь вполне уместно вспомнить сказанную в свое время одним из сильнейших гроссмейстеров России Александром Грищуком знаменитую фразу: «Если в партии есть «фишеровское» добавление времени, то цейтнота просто не существует». Однако на этих соревнованиях такого привычного для игроков бонуса не было — и, возможно, собственно шахматная начинка некоторых партий от отсутствия добавления времени за ход и пострадала, но зато нервов и зрелищности турниру это точно прибавило. А именно к этому организаторы и стремились, включая шахматы в программу киберспортивных игр.
Извилистый маршрут претендентов: в шахматах наступает пора отборочных турниров к чемпионату мираНа предварительном этапе все три российских гроссмейстера попали в одну группу, четвертым в которой был армянский шахматист Левон Аронян, представляющий в последние годы США. Из каждого квартета борьбу продолжали по два игрока, однако соревнования в группах проходили не по круговой системе (каждый с каждым), а по олимпийской, причем в формате выбывания не после первого, а после второго поражения. Именно поэтому Непомнящий, уступивший на старте предварительного этапа Андрею Есипенко, не прекратил борьбу сразу, а смог продолжить ее в так называемой сетке проигравших. В итоге турнирный путь вновь свел его с тем же самым Есипенко, который в свою очередь опустился в эту сетку после поражения от Ароняна. Своеобразный «второй раунд» противостояния Яна с Андреем оказался максимально драматичным, более молодой гроссмейстер был очень близок к победе, но буквально за пару неудачных ходов растерял все свои шансы и в результате пропустил в четвертьфинал недавнего участника двух матчей за мировую шахматную корону. Так как Владислав Артемьев свои два поражения потерпел еще раньше, то из трех россиян борьбу в плей-офф продолжил лишь Непомнящий, а компанию ему из этого квартета составил Аронян.
На четвертьфинальной стадии Яну выпало встретиться с одним из сильнейших гроссмейстеров Индии Арджуном Эригайси, который в начале нынешнего года даже «заглянул» в суперэлитный шахматный клуб гроссмейстеров с рейтингом ЭЛО более 2800 пунктов. Сейчас Эригайси рейтинг чуть растерял, вновь переместившись из компании «небожителей» к обычным гроссмейстерам, но огромную шахматную силу от этого вовсе не утратил. Достаточно сказать, что в своей группе на турнире он без особых проблем разобрался и с соотечественником Нихал Сарином, и с прекрасным французским блицором Максимом Вашье-Лагравом.
И противостояние Непомнящего с Эригайси действительно получилось исключительно напряженным, но в решающий момент нервы оказались чуть крепче у гроссмейстера из Индии, одержавшего победу со счетом 2,5:1,5. При этом в ключевой партии Ян имел огромное преимущество, но не сумел реализовать свой перевес. «Сложно что‑то комментировать, когда в решающей партии получаешь «подавляюще/выиграно» (без какого‑либо риска!) за 12 ходов, а потом играешь так, как играл я. Плохой день», — эмоционально прокомментировал российский гроссмейстер у себя в соцсетях это поражение. Однако если вспомнить, что в дуэли с Есипенко он сам добился успеха похожим образом, то можно констатировать: богиня шахмат Каисса просто восстановила в этот момент какой‑то внутренний баланс удачи и невезения.
Если на первых стадиях плей-офф матчевый формат на этих киберспортивных играх выглядел все‑таки традиционно, то финал, в который в итоге вышли Магнус Карлсен и представляющий Францию иранец Алиреза Фирузджа, стал по регламенту еще одним абсолютным экспериментом для шахмат. Борьба в нем велась до двух побед в «сетах» — примерно, как в теннисе (а каждый такой «сет» представлял собой мини-матч из четырех партий с тай-брейком в случае счета 2-2). За введение подобного формата в шахматных соревнованиях уже давно агитирует Карлсен, и именно на кибериграх он был впервые применен. Так что и в этом смысле победа норвежца в финале (3:1, 3:1) оказалась не только закономерной из‑за его объективного шахматного превосходства над соперником, но и по‑своему символичной.
В целом включение шахмат в программу Всемирных киберспортивных игр полностью себя оправдало. И с точки зрения организаторов, получивших яркое и привлекательное по звездному составу участников дополнение к соревнованиям «широко известных в узких кругах» героев киберспорта, и с позиции шахматистов, которые провели отличный турнир, заработав при этом хорошие призовые. А для зрителей эти соревнования по‑своему и вовсе открыли новый и очень зрелищный формат — и кто знает: не станут ли такие сражения лицом к лицу через мониторы компьютеров одной из популярных форм существования мировых шахмат уже в недалеком будущем?
Читайте также:
Стал известен один из участников будущего турнира претендентов по шахматам
Фиджитал и киберфутбол: какие гибридные виды спорта появятся в России?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7966) от 08.08.2025 под заголовком «Шахматы будущего?».




Комментарии