Теоретики и практики хоккея. Как клубные функционеры становились тренерами
Одиннадцать матчей хоккеисты СКА провели без главного тренера. Командой за это время руководили его ассистенты, наставники дочерних команд и даже первый вице-президент клуба Роман Ротенберг. И в истории профессионального хоккея это далеко не первый случай, когда на тренерский мостик поднимался клубный функционер столь высокого уровня.
ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА
Пока Валерий Брагин болел, его по очереди заменяли первый ассистент Андрей Козырев, наставник СКА-1946 Лев Бердичевский, но в итоге остановились на кандидатуре Романа Ротенберга, у которого, как выяснилось, имеется диплом тренера. Похожая ситуация сложилась и в «Ак Барсе», когда слег Дмитрий Квартальнов, – на тренерский мостик вместе с Сергеем Душкиным из вэхаэловского «Барса» встал генеральный менеджер казанского клуба Рафик Якубов, за плечами которого, правда, многолетняя карьера профессионального хоккеиста и несколько сезонов уже у бортика. А самая неординарная история приключилась с минским «Динамо» – из-за первично положительного теста на коронавирус у тренеров и ряда игроков команда осталась в Риге без руля и ветрил. Благо в столице Латвии как раз оказался председатель Федерации хоккея Белоруссии Дмитрий Басков, решавший оргвопросы предстоящего мирового первенства (Латвия и Белоруссия должны провести турнир в паре), он и вызвался поруководить командой. До этого Басков несколько лет трудился гендиректором минского «Динамо», так что команда ему отлично знакома, кроме того, он работал тренером в МХЛ, в юниорской сборной Белоруссии и, наконец, по сей день является главным тренером команды президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Минчане под руководством Баскова уступили рижским одлноклубникам в серии буллитов (3:4), но «тренер-пожарный», кажется, все равно был счастлив: «Запомню этот вечер на всю жизнь! Провести матч в качестве тренера команды КХЛ – непередаваемые эмоции!». Тем не менее на следующий матч «Динамо» выводил уже другой наставник – Константин Кольцов, один из самых именитых белорусских энхаэловцев в игровую бытность.
Клубные функционеры выходили на тренерский мостик и в допандемийное время. Чаще всего это делал генеральный менеджер «Спартака» Алексей Жамнов, у которого, судя по всему, есть тренерский талант, но нет особого желания заниматься этим делом на постоянной основе. А роль «антикризисного менеджера» (ему, между прочим, ее нередко отводили и в сборной) Жамнову, как правило, дается.
Генеральный менеджер «Спартака» начала десятых Андрей Яковенко действовал более категорично. Не сумев в сезоне-2010/11 подобрать команде главного тренера – сначала уволил Милоша Ржигу, затем Игоря Павлова, – он сам возглавил команду, вывел ее в плей-офф, где, правда, в первом раунде вчистую проиграл СКА (0 – 4) и поспешил вернуться на привычную позицию в клубе. Но все равно Яковенко пробыл в непривычной для себя роли довольно долго, обычно подобные прецеденты бывают краткосрочными. К ним прибегают, чтобы встряхнуть коллектив, не более. В разное время к таким неординарным методам обращались Геннадий Величкин в «Металлурге», Анатолий Бардин в «Авангарде», Олег Гросс в «Салавате Юлаеве», Андрей Сафронов в московском «Динамо». А один из самых любопытных случаев произошел в январе 2016-го в «Автомобилисте», когда на одну игру, чтобы переосмыслить происходящее, был отстранен весь штаб Андрея Разина и против «Северстали» команду вывели ее начальник Дмитрий Попов и ассистент генменеджера Алексей Волков. Жесткие меры, правда, не помогли – уральцы уступили 0:2.
Практика замещения главных тренеров клубными управленцами встречается и в НХЛ. Только за двадцать последних лет и. о. главного тренера становились шесть генеральных менеджеров. Знаменитый Лу Ламорелло по прозвищу Хитрый Лис, проработавший 28 лет в «Нью-Джерси», делал это дважды – в сезонах-2005/06 и 2006/07. В обоих случаях «дьяволы» завершали регулярку первыми в конференции, но из розыгрыша Кубка Стэнли выпадали в четвертьфинале. А самые свежие примеры – «Флорида» (2016 год) и «Анахайм» (2019 год), где уволенных тренеров заменили Том Роу и Боб Мюррей, соответственно. К тому моменту, правда, обе команды имели сомнительные шансы на плей-офф, и, по сути, генеральные менеджеры просто экономили бюджет, а заодно прощупывали состав на предмет дальнейшего сотрудничества. Впрочем, что Роу, что Ламорелло, что Мюррей в отличие от Ротенберга ранее имели опыт работы главным тренером, а также профессионально играли в хоккей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Леонид Вайсфельд, в прошлом генеральный менеджер «Лады», новокузнецкого «Металлурга», «Атланта», «Салавата Юлаева» и «Автомобилиста»:
- Мне очень импонируют клубы, в трудной ситуации не опускающие руки, а продолжающие биться. Когда весь тренерский штаб внезапно уходит на карантин, это, конечно, огромная проблема, но на то и руководители, чтобы такие проблемы решать. Однажды в «Ладе» мне тоже пришлось поработать тренером на лавке, когда Петр Воробьев неожиданно заболел. Игрокам важно в такие моменты почувствовать, что их не бросили, что руководство рядом. СКА пошел таким путем. Пусть команда потеряла в трудный период какие-то очки, ну и что? Разве кто-то сомневается, что СКА попадет в плей-офф? Конечно, в клубе каждый должен своим делом заниматься, и руководителям на лавке нечего делать. Но у СКА сложилась действительно безвыходная ситуация, и поэтому появление Романа Ротенберга в тренерском штабе абсолютно логично.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Теоретики и практики хоккея».
Комментарии