Сколько стоит капитан?

В «Зените» зреет конфликтная ситуация — под вопросом продление контракта с капитаном команды португальцем Мигелем Данни. Комментарии сторон противоречивы: главный тренер Андре Виллаш-Боаш говорит одно, сам футболист другое, а его агент — третье. При этом игра Данни продлению контракта не способствует, в последних встречах он выглядит весьма бледно.

Сколько стоит капитан? | ФОТО www.fc-zenit.ru<br>С контрактом Мигеля Данни в «Зените» на сегодняшний день полная неясность.

ФОТО www.fc-zenit.ru
С контрактом Мигеля Данни в «Зените» на сегодняшний день полная неясность.

Впрочем, быть может, причинно-следственная связь здесь как раз обратная — играет португалец плохо как раз потому, что нервничает из-за продления контракта. Во всяком случае на эту мысль наводят его эмоциональные слова в одном из недавних интервью. «То говорят, что клуб не хочет продлевать контракт со мной, то, — что я не хочу подписывать соглашение. Все это неправда. Суть в том, что не было встречи между клубом и игроком. Я огорчен, так как вижу, что на эту тему сейчас очень много спекуляций. Я играю за «Зенит» уже долгое время, поэтому считаю несправедливым, что начинаю последний год по контракту в клубе, и никто ничего не говорит о возобновлении договора».

Между тем Виллаш-Боаш постарался сгладить конфликт и публично заявил, что клуб в услугах Данни заинтересован и предлагает ему трехлетний контракт, что переговоры идут, но пока ни к чему не приводят. Казалось бы, игрок и тренер противоречат друг другу, однако на самом деле это не так. Данни огорчен, что руководство «Зенита» не обсуждает вопрос лично с ним, переговоры идут с его агентом Жорже Мендешем. Что, в общем, логично — ведь если требуется общение с самим футболистом, то зачем тогда вообще нужен агент?

Требования Жорже Мендеша, по последним сообщениям, таковы: четырехлетний контракт и повышение зарплаты. Оба пункта, понятно, руководству «Зенита» понравиться не могут, ведь речь идет о 31-летнем футболисте, вдобавок склонном к травмам. Какое уж тут повышение! Тем более что финансовая ситуация нынче в российском футболе непростая. Доходная часть бюджета формируется почти исключительно в рублях, а все зарплаты, разумеется, в иностранной валюте, так что падение рубля ударило по ним очень сильно. На днях об этой проблеме подробно поведал владелец «Спартака» Леонид Федун, следом озабоченность высказал и президент РФПЛ Сергей Прядкин. «Зениту», понятно, найти деньги легче, чем многим другим клубам, но ведь есть еще требования финансового фэйр-плей. Питерский клуб и так попал под санкции и ограничения, а теперь сводить футбольные доходы с расходами станет еще тяжелее.

Повышение зарплаты ветеранам решению этих проблем никак не способствует, и постепенное избавление от «стариков» наверняка является стратегической задачей менеджмента. В прошлом году мы наблюдали аналогичную эпопею с Романом Широковым. Ситуация практически идентичная с той лишь разницей, что зарплата у россиянина была значительно ниже, чем у португальца.

Другое дело, что при правильной стратегии исполнение явно хромает. Во-первых, не продлевая контракт и сохраняя футболиста, клуб фактически теряет в деньгах — ведь летом он сможет уйти бесплатно, как свободный агент. Именно поэтому контракты стараются продлевать сильно заранее, желательно еще до начала последнего сезона. Если же не получается, то игрока предпочитают продать хоть за какие-то деньги. Благодаря такой ситуации «Зениту» этим летом относительно дешево достался Эсекиэль Гарай, у которого истекал контракт с «Бенфикой».

Во-вторых, подобные ситуации неопределенности плохо сказываются и на игре самого футболиста, и на микроклимате команды в целом, что мы и наблюдали в истории с Широковым и наблюдаем сейчас в ситуации с Данни. То же самое происходит и с Дзюбой в «Спартаке» — ударно начав сезон, Артем затем погрузился в трудные переговоры с клубом, и качество его игры заметно упало.

Почему же «Зенит» ведет себя так нерационально? Ведь можно было бы встретиться с игроком и его агентом и быстро расставить точки над i, сняв всю неопределенность. Причина, судя по всему, в слишком сложной, многоуровневой структуре управления клубом аж с тремя руководителями разного уровня (гендиректор Максим Митрофанов, президент Александр Дюков и фактический патрон глава «Газпрома» Алексей Миллер), что зачастую и приводит к неторопливости и долгой неопределенности в сложных ситуациях. Впрочем, та же самая многоуровневость и размытость ответственности порой помогает избежать ошибок и поспешных решений. Но минусов, кажется, все-таки больше.

Один из самых авторитетных футбольных агентов страныАлексей САФОНОВ, руководитель агентства «СА», прокомментировал ситуацию, сложившуюся в «Зените» вокруг Мигеля Данни, для читателей «Санкт-Петербургских ведомостей».

— Позицию клуба по Данни я понимаю. Игрок, а скорее, его агент Жорже Мендеш — он очень известный специалист, работает, к примеру, с Криштиану Роналду — требуют повышения зарплаты и четырехлетний контракт. При этом Данни уже 31 год, его преследуют травмы. Теперь представьте: два года он играет, два лечится. А зарплата у него и так одна из самых высоких в клубе, хоть и не такая, как у Халка. Понятно, что люди задумываются.


— У Артема Дзюбы в «Спартаке» ситуация похожая?

— Контрактом Дзюбы я сейчас не занимаюсь, но знаю, что ситуация там сложная, мне бы не хотелось ее комментировать.


— Как сказывается на вашем бизнесе резкое падение курса рубля?

— Да пока не особенно сказывается. В первой лиге и ниже все контракты в рублях, здесь проблем вообще нет. В РФПЛ, конечно, сложнее. Любой иностранный футболист требует фиксированной зарплаты в евро, и его абсолютно не волнует, какой там курс. Но пока все контракты в клубах выполняются, о невыплатах и задержках ничего не слышал, переговоры о продлении старых контрактов и заключении новых тоже идут. Но ведь все еще только началось, это первый сезон в новых условиях. Что будет дальше — увидим.


— В 2008 году тоже рубль резко упал. Как это пережили тогда?

— Тогда падение все же было не таким сильным, и особенных проблем не возникло. Сейчас, конечно, сложнее. Но тут ничего не поделаешь. Тем более что кризис касается отнюдь не только футбола.


— Как на вас сказывается война, которую фактически объявил агентам президент РФС Николай Толстых?

— Да никак! Работаем как работали. А Толстых — он постоянно с кем-то воюет, как будто у него дел других нет. У него организация вся в долгах, Фабио Капелло зарплату пять месяцев не платят, а он все воюет. Сейчас вот ездит по регионам, голоса собирает, за свое кресло цепляется, хотя все источники денег совсем не там, а в РФПЛ и ФНЛ. Его тут про матч ЦСКА — «Динамо» спрашивают, а он его не смотрел вовсе! Не понимаю, честно говоря, что это за президент РФС. Но нам-то что, мы работаем...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (5339) от 13.11.2014.


Комментарии