Школа, которую построил Бесов. Петербург простился с заслуженным тренером

Вчера футбольный Петербург простился с Дмитрием Бесовым. Основателя и многолетнего директора знаменитой «Смены», который прожил 98 лет, похоронили на Богословском кладбище. Прощание с заслуженным тренером прошло на улице Верности в той самой футбольной школе, что была организована Дмитрием Николаевичем и носит его имя с тех пор, как здесь разместилась Академия ФК «Зенит».

Школа, которую построил Бесов. Петербург простился с заслуженным тренером | 1979 год. Открытая тренировка воспитанников школы «Смена» на улице Верности. / Репродукция. Фото автора

1979 год. Открытая тренировка воспитанников школы «Смена» на улице Верности. / Репродукция. Фото автора

Парадоксально, но появлению «Смены» во многом способствовал провал «Зенита», завершившего чемпионат СССР-1967 на последнем месте. Команда должна была покинуть высшую лигу, однако ее помиловали в связи с тем, что той осенью как раз шли торжества по случаю 50‑летия советской влас­ти. Ну как же оставить без футбола город трех революций…

Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Василий Толстиков собрал в Смольном футбольный актив города, устроил форменный разнос и велел ­собрать комиссию, которой предстояло подготовить документ под названием «О мерах по развитию футбола в Ленинграде». В работе комиссии принимал участие и Бесов — с 1968 года он руководил квартировавшей тогда на 8‑й Советской улице футбольной школой гороно. Это он со своими единомышленниками предложил отказаться от традиции приглашения в «Зенит» иногородних футболистов, что было модно в то время и мешало росту своих молодых игроков. Как видим, полвека назад были те же проблемы, разве что варяги теперь из дальних стран едут…

«Мы настаивали на том, чтобы построить для городской футбольной школы современную спортивную базу с летним лагерем и целенаправленно заняться подготовкой своих перспективных игроков», — вспоминал Дмитрий Николаевич. До летнего лагеря дело так и не дошло, а школа действительно появилась. Историческое для футбола Ленинграда/Петербурга, как мы понимаем сегодня, решение исполкома Ленсовета вышло в июле 1968 года, в нем говорилось о выделении школе участка 9 га и строительстве в 1970 –1971 годах спортивного комплекса. Сроки строительства и его стоимость (как это принято, в сторону уменьшения, конечно) еще не раз менялись, как и проект — за основу собирались взять уже готовый и получивший премию Ленинского комсомола по архитектуре, что позволило бы сэкономить порядка миллиона рублей. По этому проекту на Васильевском острове была построена по сей день функционирующая спортшкола на Малом проспекте. Однако ее залы не устроили Бесова («Не раз бывал в этом здании, оно построено для занятий с мячом — баскетболом или гандболом, но никак не годится для занятий футболом»), и в конце концов он настоял на проекте архитектора Станислава Одновалова, автора нескольких спортивных объектов в Ленинграде.

Решая множество других организационных вопросов, Бесов носился по чиновникам разных рангов, начиная с самого ­Александра Сизова, председателя ­Ленгорисполкома. Активно участвовал в процессе и Владимир Агеевец, председатель городской федерации футбола, но главным помощником Бесова довольно неожиданно оказался первый ­секретарь горкома партии Борис Аристов. «Из руководителей города он был главным любителем футбола. И неплохо в нем, кстати, разбирался, — вспоминал Бесов. — Но самое главное, что он был единственным из высокопоставленных людей, кого интересовал не только большой, но и детский футбол. Он часто посещал стройку, а тогда Гражданка была на самом краю города».

Торжественное открытие нового спортивного комплекса «Смена» состоялось 12 октября 1976 года, репортаж с фотографиями опубликовал мегапопулярный в то время всесоюзный еженедельник «Футбол», и в тот же день Бесову позвонил возмущенный Аристов: «Как это ты додумался пригласить корреспондента из Москвы? Хочешь подвести меня под монас­тырь? Теперь в Москве все будут знать, что в Ленинграде такую махину отгрохали нелегально». И бросил, как это принято, трубку. Ошарашенный Бесов только через пару дней узнал, что к чему: «Оказывается, нашу стройку давно должны были закрыть, такое в то время происходило со многими объектами культуры и спорта. Перед Играми-1980 в Москве можно было готовить исключительно олимпийские объекты, а нашу школу продолжали строить только благодаря Аристову».

Впрочем, секретарь горкома зря ругался на Дмитрия Николаевича. Про «Смену» все равно скоро узнала вся страна. Она быстро стала брендом в отечест­венном футболе, причем результат пришел довольно быстро. И только потому, что, активно решая хозяйственные вопросы, Дмитрий Николаевич параллельно собирал тренерский коллектив единомышленников. Попасть на тренировки к ним (а для этого нужно было пройти серьезный отбор) стало заветной мечтой всех ленинградских мальчишек, ­влюбленных в футбол.

Первые для «Зенита» медали чемпионата СССР в 1980 году стали возможны во многом благодаря присутствию в составе сменовцев Владимира ­Клементьева, Юрия Желудкова, Алексея Степанова, Валерия Брошина, Игоря Яковлева, а в «золотой» ­команде образца 1984 года было уже девять выпускников школы. Ключевые роли занимали сменовцы и в «Зените», впервые выигравшем российское первенство в 2007‑м, — Владислав Радимов и Вяче­слав Малафеев, ­Андрей Аршавин и Игорь Денисов. А между этими поколениями футболистов были еще Олег Саленко, Дмитрий Радченко, Юрий Окрошидзе — список игроков, начинавших на глазах у Бесова, можно при желании продолжать до бесконечности. А стоило, между прочим, ему оставить свой пост в начале нулевых, как и поток талантливых воспитанников как‑то поиссяк.

Сегодня футбольная школа на улице Верности стала Академией «Зенита», хотя в спортивных кругах ее по-прежнему называют не иначе как «Сменой». Благодаря футбольному клубу это теперь ­суперсовременная спортивная база: на месте легендарных «Утинки» и «Гарюхи», где в снег и дождь начинали все сменовцы, — поля с искусственной травой и подогревом. Появились новые объекты, и только главное здание даже после проведенной несколько лет назад реновации осталось легко узнаваемым как внешне, так и ­внутри. Ту самую постройку 1976 года хотели снести и ­возвести на ее месте что‑то более современное, но авторитета даже уже не работающего Бесова хватило на то, чтобы сохранить стены, в которых тренировались все самые известные в нашем городе футболисты. В тех же стенах вчера прошло прощание с ­Дмитрием Николаевичем…


#футбол #тренер #спортсмен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Школа, которую построил Бесов».


Комментарии