Почему отступил «Зенит»
Осеннюю часть чемпионата России питерский «Зенит» завершил на невеселом шестом месте. Душу греют разве что воспоминания о предыдущем подобном провале – в 2008 году после 18 туров «сине-бело-голубые» шли восьмыми, а финишировали в итоге пятыми. Но именно тот год стал лучшим в истории клуба, подарив нам Кубок УЕФА и Суперкубок.
ФОТО PHOTOCREO Michal Bednarek/shutterstock.com
Нынче, конечно, о еврокубковой победе мечтать не приходится – Лига чемпионов питерцам не по зубам. При удачном жребии можно, конечно, добраться до четвертьфинала или даже до полуфинала, а это покруче будет, чем победа во втором по значимости евротурнире. Да в любом случае триумфальное выступление «Зенита» в Лиге чемпионов минувшей осенью войдет в историю. Подобного российский клубный футбол не знал двадцать лет, после великолепного «Спартака» 1995 года. Любопытно, что и тот романцевский состав в чемпионате России ограничился тогда всего лишь «бронзой», которая в архивных таблицах невольно выделяется на фоне бесконечных побед – трех до этого и шести после. Словом, налицо закономерность – ради европейских побед приходится жертвовать родным первенством.
«Спартак»-1995, «Зенит»-2008 и «Зенит»-2015 роднит и еще одно сходство – короткая скамейка запасных. Классической обоймы из двадцати человек и близко нет, всю нагрузку несут на себе, по сути, полтора десятка бойцов. Помните, как в 2008 году в роли центрального защитника выходил 38-летний Александр Горшков? Кто знает, может, весной нас ждет нечто похожее...
Неудивительно, что в условиях кадрового голода и игры на два фронта очковые потери подстерегают в неожиданных местах. В 2008 году команда Дика Адвокаата громила «Баварию», но проигрывала дома «Шиннику», сейчас подопечные Андре Виллаш-Боаша справляются в гостях с «Лионом» и «Валенсией», однако не могут одолеть в родных стенах «Мордовию» с «Уфой». При этом нужно понимать: короткая скамейка не только минус, но и плюс. Отсутствие ротации приводит к нехватке свежести, но одновременно приносит сыгранность, чувство локтя. Команда получает шанс стать единым целым с мушкетерским девизом «один за всех и все за одного».
Кадровый дефицит для создания такого эффекта не главный фактор, но уж точно полезный. В этом плане понятно настойчивое желание Виллаш-Боаша оставить за бортом Александра Кержакова.
Конечно, лучший бомбардир в истории клуба и сейчас мог быть очень полезен, по крайней мере выходя на замену, но в то же время присутствие такого авторитетного игрока могло разрушить то единство, что возникло в команде сейчас. Это раньше свои воспитанники «Зенита» были стержнем коллектива и определяли атмосферу в нем, сейчас их практически нет.
Но вернемся к чемпионату России. Даже при всех нелепых очковых потерях и явном приоритете европейских баталий здесь еще ничего не потеряно. Даже отставание от ЦСКА в 7 очков смертельным не выглядит, особенно на фоне нынешнего спада «красно-синих» и возможного отъезда Сейду Думбия. Об остальных и говорить нечего. Очковые приобретения «Ростова» не слишком сильно пугают – ростовчане еще свое отдадут, нет стабильной игры ни у «Локо», ни у «Спартака» и к весне она вряд ли появится. Любопытно, кстати, выстроить таблицу по разнице мячей – здесь первую строчку делят «Зенит» и ЦСКА (+11), всего на один гол отстает «Краснодар» (+10) – то есть три лучшие команды прошлого чемпионата. Добавьте сюда европейские результаты, и станет понятно: именно эти клубы остаются сильнейшими в стране.
Армейцы бодро стартовали, но забуксовали осенью, когда накопилась усталость. «Быки», наоборот, летом смотрелись бледновато, с трудом переживая потерю определявшего игру Романа Широкова. Однако к концу октября «Краснодар» набрал ход – пять побед в шести матчах в России плюс решающий рывок в Лиге Европы. При этом в активе команды Олега Кононова скальпы «Зенита», ЦСКА и дортмундской «Боруссии». Теперь уже никто не скажет, что клубу Сергея Галицкого нечего делать в Лиге чемпионов. Созрели, созрели ребята, и матч «Краснодар» – «Зенит», которым в марте откроется вторая часть чемпионата, может оказаться ключевым.
Но лидером по игре остается, конечно, «Зенит». В отличие от прошлого сезона никто не обвинит команду Виллаш-Боаша и в чрезмерном прагматизме. У питерцев больше всех забитых голов, они лидируют также по сумме забитых и пропущенных – своеобразному коэффициенту зрелищности. В числе лучших бомбардиров сразу трое «сине-бело-голубых» – Халк, Артем Дзюба (по 8) и Олег Шатов (6). Ну а показатели Халка по системе «гол+пас» не могут не восхищать – 20 (8+12) в 16 матчах. И все-таки определяющими станут результаты в Лиге чемпионов. Вылетят питерцы в 1/8 финала – наверняка выдадут спурт в чемпионате и финишируют как минимум на втором лигочемпионском месте. А вот если задержатся в главном евротурнире, то вполне возможны варианты, особенно если играть придется на три фронта – в конце февраля предстоит еще четвертьфинал Кубка страны с «Кубанью». В условиях перенапряжения могут пойти и травмы, и новые очковые потери, чреватые непопаданием даже в еврокубковую зону. Но вряд ли эта цена будет чрезмерной, если на другую чашу весов лягут победы над грандами вместе с многомиллионными призовыми...
Подобная зависимость от числа матчей не должна удивлять. Да, «Барса» или «Бавария» могут выигрывать все три турнира за сезон, но им бороться на различных фронтах гораздо проще, потому что не приходится летать за три тысячи километров, тренироваться на снегу или месить грязь на плохих полях. А главное, запас прочности у них гораздо выше – превосходство суперклубов настолько велико, что большинство матчей они могут выиграть на классе, не особенно напрягаясь. У «Зенита» в России нынче так не получается – и слава богу. По плотности результатов у нас, страшно сказать, чуть ли не лучший турнир в Европе! О чем говорить, если два главных аутсайдера имеют разницу мячей «минус пять» и «минус три»! Случайных команд в премьер-лиге нынче нет, что не может не радовать.
Вот что огорчает, так это отсутствие внимания болельщиков к все более интригующему вроде бы турниру. 11 388 зрителей в среднем за матч – это ужасно. Казалось бы, интрига имеется на всех этажах таблицы (спасибо переходным матчам), сомнительных матчей стало гораздо меньше (отчасти по той же причине), оживилась сборная – а народ все равно не идет на футбол. Не помогают пока и новые стадионы, на которые так рассчитывают наши спортивные деятели. «Спартак» и «Рубин» уже осчастливлены, а где результат? Поначалу на свеженькие арены активно ходили, но затем все вернулось на круги своя: 10 тысяч на «Рубине» и 25 — на «Спартаке». Теперь очереди ждут ЦСКА, «Краснодар» и «Зенит», но никакой гарантии роста посещаемости нет и у них.
Изгнание Кержакова и отсутствие собственных воспитанников в основе росту посещаемости в Петербурге не способствуют, а на носу переезд на почти 70-тысячный «Крестовский» (или как он там будет называться). И даже не скажешь, что должно произойти, чтобы болельщик вернулся. Победа в Лиге чемпионов? Боюсь, не спасет и это.
Питерский клуб здесь не одинок. Российская публика футбол не слишком любит, а последнее десятилетие огромных и бессмысленных трат госкорпораций и олигархов такой любви никак не способствовали. Небольшие локальные перемены к лучшему это отношение, конечно, не изменят. Добавим сюда недостатки системы «осень — весна» (посещаемость резко упала именно в ноябре-декабре), а также холодное дыхание кризиса и получим совсем невеселые перспективы. А выход только один: клубы
должны менять свой подход и начать по-настоящему работать с болельщиками. Кому будут нужны новенькие современные арены без людей?
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5602) от 09.12.2015.
Комментарии