Перед нынешним сезоном в Российском футбольном союзе произошло новое назначение

Судейский корпус РФС возглавил известный в прошлом сербский арбитр Милорад Мажич. Теперь именно на нем лежит ответственность за то, чтобы свести к минимуму количество споров и скандалов в нашем судействе. Миссия почти невыполнимая. Однако первые выводы о том, с чем Мажич пришел в российский футбол, сделать уже можно.

Перед нынешним сезоном в Российском футбольном союзе произошло новое назначение | 6 лет назад в Петербурге чилийцы остались недовольны работой Мажича. Будут ли довольны россияне?/ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

6 лет назад в Петербурге чилийцы остались недовольны работой Мажича. Будут ли довольны россияне?/ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

«Очень много моментов моей карьеры связано с Россией. Я работал здесь в 2017 году на Кубке конфедераций, в 2018 году на чемпионате мира, работал на различных отборочных матчах сборной России, еврокубковых играх с учас­тием ведущих российских клубов. Поэтому, когда в мае у меня состоялась беседа с президентом РФС, мы очень ­быстро нашли общий язык — поняли, что у нас общие взгляды. После этой встречи я понял, что лучшим вариантом продолжения моей карьеры будет приезд в Россию», — говорил Милорад Мажич в интервью медиаресурсам Российского футбольного союза вскоре после своего назначения.

К слову, петербургские любители футбола должны хорошо помнить сербского рефери. Именно он работал на финале Кубка конфедераций между Германией и Чили (1:0) — первом по‑настоящему большом матче на новом стадионе.

Но вряд ли воспоминания о той игре можно назвать однозначно приятными: оказавшись под серьезным давлением и столкнувшись с новой для того времени технологией видеоповторов, Мажич тогда потерял контроль над игрой, а паузы на просмотры оказались просто неприличными.

Впрочем, все это давно забылось, а факт работы в финале остался. А с тех пор был еще ­ЧМ-2018 с шикарным четвертьфиналом Бразилия — Бельгия, так что Россию Милорад любит. «Для меня это вызов — работать здесь, что‑то привносить. Я верю в себя и в свою команду. Я верю, что у нас получится помочь российским судьям быть успешными и прогрессировать. Российский менталитет очень похож на сербский, и в этом плане мне проще понять все происходящее здесь», — говорит Мажич.

Слышать эти слова нового главы судейского комитета РФС, конечно, приятно, и часть резонов, по которым Мажич принял предложение из России, они раскрывают хорошо. Однако более интересно все‑таки, какие профессиональные аспекты изменятся в российском судействе с его приходом. И есть ли шанс, что скандальных ситуаций в нашем футболе станет меньше? Позади пять туров, и уже можно отметить какие‑то тенденции.

Одна из рекомендаций Мажича к российским арбитрам — уменьшить количество «легких пенальти». Проще говоря, не злоупотреб­лять назначением 11‑метровых в пограничных ситуациях. 

Надо сказать, что динамика в последние годы располагает к переменам — количество назначенных пенальти в российской премьер-лиге неуклонно растет. Еще в 2017/18 гг. за весь сезон было назначено 65 одиннадцатиметровых, а в прошлом году — почти вдвое больше (122).

По первым турам нынешнего чемпионата можно сказать, что эта кривая вроде бы пошла вниз. Год назад в первых пяти турах было назначено 27 пенальти, а теперь — 22. Да и то благодаря «фестивалю» петербургского арбитра Владислава Безбородова в Грозном, когда он в одном матче «Ахмат» — ЦСКА назначил сразу пять 11‑метровых. Если вынести этот казус за скобки, то динамика становится еще более наглядной.

Другой характеристикой судейских тенденций принято считать количество предупреждений и удалений. В этой «номинации» с приходом Мажича тоже наблюдается сдерживание судейской активности. Если в первых пяти турах прошлого чемпионата были показаны 10 красных карточек и 176 желтых, то теперь количество удалений на этом отрезке осталось ровно тем же, зато предупреждений стало меньше практически на четверть — 136.

Это, наверное, должно особо порадовать главного тренера «Спартака» Гильермо Абаскаля, который после матча прошлого тура с «Зенитом» неожиданно назвал одним из ключевых моментов игры желтую карточку, показанную арбитром Сергеем Карасевым уже на 10‑й минуте встречи спартаковцу Михаилу Игнатову. Хотя вряд ли главная беда хозяев была в тот вечер именно в одном предупреждении.

И все же главный критерий работы арбитров, по которому будет оцениваться деятельность Милорада Мажича, — не цифровой, а, скорее, субъективный. Это количество скандалов вокруг судейства. Тут по первым пяти турам РПЛ не все безоблачно — была и россыпь пенальти на матче «Ахмат» — ЦСКА, и недовольство тренеров, приведшее к двум красным карточкам наставникам команд после финального свистка, и несколько уже признанных судейских ошибок.

Но все же пока это, скорее, отдельные эпизоды. Большой волны негатива на судейскую тему, как это порой бывало в предыдущие годы, в премьер-лиге не наблюдается. Очень не хочется сглазить, так как пять туров — все‑таки не слишком большая база для серьезных выводов, но пока с приходом Милорада Мажича в этом смысле у нас в футболе стало чуть поспокойнее.

Недавно на экраны вышел седьмой фильм из серии «Миссия невыполнима» — там уже на протяжении без малого 30 лет герой Тома Круза пытается решать задачи, полностью соответствующие названию культового проекта. У нас в футболе за почти невыполнимую миссию с наведением порядка в работе судей за последние годы брались несколько авторитетных специалистов. Получалось до сих пор так себе. Посмотрим теперь, что удастся Милораду Мажичу. Или миссия действительно невыполнима?


#футбол #судейство #состав

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7486) от 24.08.2023 под заголовком «Миссия Мажича».


Комментарии