Охота к перемене мест

Если в российском футболе уже достаточно давно горячо обсуждают вопрос натурализации иностранцев, то в биатлоне ситуация прямо противоположная. Наши стреляющие лыжники и лыжницы в массовом порядке в поисках спортивного счастья отправляются выступать в конкурирующие сборные. Кто-то ничего не приобретает и даже теряет, а кто-то находит.

Охота к перемене мест  | ФОТО jonson/shutterstock.com

ФОТО jonson/shutterstock.com

Самый яркий пример – Анастасия Кузьмина, выигравшая два олимпийских «золота» для Словакии. А не так давно стало известно о намерении сменить спортивное гражданство чемпионки мира-2009 в эстафете Анны Фролиной, куда более известной под девичьей фамилией Булыгина. Этим летом и осенью 31-летняя биатлонистка активно тренировалась вместе с корейской сборной в Тюмени под руководством болгарского специалиста Венцеслава Илиева. Причем тот не скрывал, что рассчитывает на Анну именно в свете домашней для Кореи Олимпиады-2018 в Пхенчхане. И даже проводил параллели со звездой шорт-трека Виктором Аном, которого списали со счетов в Корее, а он в Сочи выиграл для России три «золота». Истории действительно в чем-то схожи. Кореец Ан Хен Су трижды победил на Играх в Турине, затем получил тяжелую травму, вылетел из сборной, пропустил следующую Олимпиаду, после чего решился на авантюрный, как многим казалось, переезд в Россию. И возродился на Играх-2014 как феникс из пепла.

Фролина, правда, олимпийской чемпионкой не становилась. Хотя была к этому заветному для любого атлета титулу чрезвычайно близка. В 2010-м в Ванкувере она в спринте уходила со второго огневого рубежа лидером, но чуть сдала на заключительном круге и осталась на финише только четвертой, уступив чемпионке 12 секунд, а третьему призеру секунду и две десятых. Однако еще более драматичным стало тренерское решение не включать Анну, лучшую по результатам в той российской олимпийской команде, в эстафетный квартет. В итоге Светлана Слепцова, Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева и Ольга Зайцева стали олимпийскими чемпионками, а Булыгина...

Тренер Леонид Гурьев недавно сказал, что непопадание в ту золотую эстафету надломило его подопечную психологически. Действительно, Анна резко сдала, вылетела из сборной. Впрочем, в начале 2012-го сумела-таки небезуспешно вернуться на Кубок мира, дважды пробилась в топ-20, однако немецкий тренер Вольфганг Пихлер решил ее на чемпионат планеты не брать. Летом 2013-го Анна вышла замуж за сервисмена (специалиста по подготовке лыж) сборной России по лыжным гонкам Юрия Фролина, вскоре стала призером чемпионата мира по летнему биатлону. Она пыталась пробиться в олимпийскую команду на домашние Игры, а когда не получилось, взяла декретный отпуск, летом 2014-го родила сына и почти сразу возобновила тренировки.

Вот только к новому возвращению Анны в сборной России явно отнеслись скептически. Пусть на пике карьеры Булыгина по чистой скорости в отдельных гонках превосходила даже стремительных Дарью Домрачеву с Кайсой Маккарайнен и имеет в своем активе победу на этапе Кубка мира в гонке преследования (Антхольц, январь 2009-го). Видимо, опытную биатлонистку считают «отработанным материалом», поэтому ее переход в команду Южной Кореи воспринимают спокойно и даже снисходительно. Мол, если не набегалась и хочет хоть как-то продлить свою карьеру, то почему бы и нет?

Может, скептики и правы. Но биатлонная история знает немало примеров, когда их удалось посрамить. Да, объективно «первый блин» такого рода вышел комом – победительница двух этапов Кубка мира в личных гонках чемпионка мира Анна Волкова в конце девяностых вышла замуж за австрийского бизнесмена, сменила фамилию на Спрунг и несколько лет без больших успехов выступала за Австрию, разве что изредка пробивалась в топ-20. Зато переход 36-летнего на тот момент петербуржца Владимира Драчева в 2002-м в сборную Белоруссии получился триумфальным – фактически изгнанный из российской команды многократный чемпион мира в свой первый же сезон в новой сборной занял в общем зачете Кубка планеты второе место, завоевав еще и «бронзу» чемпионата мира в Ханты-Мансийске в эстафете. Кстати, тогда вместе с ним в составе белорусского квартета выступал и еще один россиянин уроженец Ульяновска и выпускник питерского ВИФКа Рустам Валиуллин, который еще через пять лет стал серебряным призером чемпионата планеты в смешанной эстафете.

Пожалуй, самой большой потерей для российского биатлона можно считать трехкратную олимпийскую чемпионку Сочи, обладательницу Кубка планеты сезона-2014/15 Дарью Домрачеву. Но Дарья, пропускающая нынешний сезон из-за мононуклеоза, хотя бы родилась в Минске, пусть четырех лет от роду и переехала с семьей в Сибирь, где впервые встала на лыжи и доросла до юниорской сборной нашей страны. А ровесница Булыгиной победительница двух последних Олимпиад в биатлонном спринте старшая сестра Антона Шипулина Анастасия Кузьмина в свое время даже успела побегать на нескольких этапах Кубка мира за Россию, но не закрепилась в сборной и перебралась в Словакию, где и раскрыла свой талант во всей красе.

Так что если рассуждать чисто теоретически, то на домашней Олимпиаде с Домрачевой и Кузьминой женская биатлонная сборная России вполне могла завоевать золотые медали во всех пяти видах программы. Вот только далеко не факт, что Дарья и Анастасия сумели бы в нашей сборной раскрыть в полной мере свой талант. Ведь конкуренция в новых командах была ощутимо ниже, а следовательно, биатлонистки не испытывали особого психологического давления. Им не надо было постоянно проходить изнурительные отборы, бояться, что одна-две неудачные гонки приведут к вылету с Кубка мира, они могли спокойно работать. На новом месте к ним относились и относятся как к штучному товару, в то время как в российском биатлоне настоящий конвейер, где все наступают друг другу на пятки – не получилось, освободи место другому. Кого-то такая жесткая конкуренция за место под солнцем, может, и закаляет, но большинство просто не получают шанса проявить себя. Если, конечно, не поменять спортивное гражданство. Как это, скажем, сделала несколько лет назад петербурженка Надежда Писарева. И вряд ли пожалела о своем переезде в Белоруссию – пусть к 27 годам она и не стала звездой, зато имеет в своем активе медаль чемпионата мира в эстафете и стабильное место в составе сборной на Кубке мира.

Накануне нынешнего сезона в другие сборные за спортивным счастьем отправились еще целый ряд российских биатлонистов – Кристина Ильченко и Мария Панфилова перебрались в Белоруссию, Сергей Бочарников – на Украину, а экс-участник чемпионата мира среди юниоров Александр Стародубец за компанию с Фролиной решил стать корейцем. Упрекать их в недостатке патриотизма при желании можно, но не стоит – человек всегда ищет где лучше. А в сборной России шансов для самореализации и нормального заработка у этих биатлонистов куда меньше. Хотя очевидно, что, если у кого-то из них получится добиться успеха, все в России опять начнут твердить: «Не разглядели! Не уследили!». И ведь будут правы...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5610) от 21.12.2015.


Комментарии