Королевы в кино и наяву. Чем интересна спортивная драма «Белый снег»?
К только что завершившемуся чемпионату миру по лыжным гонкам была приурочена премьера нового художественного фильма о спорте «Белый снег». Кино в духе времени патриотичное, местами даже слишком пафосное, в меру наивное и даже сказочное (главная героиня в финале вместе с семьей оказывается в королевском дворце), но самое главное – невероятно доброе, что нынче большая редкость. И основано на реальных событиях, а значит, зрителям не придется гадать было – не было, как с недавним «Стрельцовым», а прототипам действующих лиц предъявлять претензии авторам и жаловаться в суд, как с «Движением вверх».
Помню, как школьником смотрел в «Балтике» (был такой замечательный кинотеатр на 7-й линии Васильевского острова) «Ход белой королевы». Все потому, наверное, что в финале фильма кинозал превратился в стадион – публика аплодисментам и одобрительными криками поддерживала мчавшуюся к финишу героиню, и все это под эмоциональный комментарий с экрана самого Николая Озерова. Популярнейший комментатор часто снимался в роли камео, как сказали бы сегодня, на «Ленфильме» у Виктора Садовского, специализировавшегося на художественных картинах исключительно о спорте. Саму «белую королеву» играла служившая тогда в БДТ Светлана Головина, и компания у нее была солидная – Кирилл Лавров, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Виктория Федорова.
Заглянул в Интернет – фильм вышел в 1971 году, значит, спустя ровно полвека у нас сняли еще одно кино про лыжников. Причем сюжет по большому счету практически тот же – девочка из провинции, пройдя через множество испытаний, становится сильнейшей лыжницей мира. Но только потому, что рядом с ней был всегда веривший в нее тренер.
Больше того, оба фильма начинаются с титра-посвящения. В первом случае – советским спортсменам – победителям чемпионата мира по лыжам в Высоких Татрах (тогда в Чехословакии сборная СССР выиграла 14 медалей, в том числе 7 золотых), во втором – персонально лучшей лыжнице XX века Елене Вяльбе. Здесь, конечно, любители спорта со стажем могут поспорить, вспомнив имена Галины Кулаковой или Раисы Сметаниной, но выбор Вяльбе легко объясним. У Елены действительно кинематографическая судьба, да и сегодня она, как президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР), что называется, в тренде. Трехкратная олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира – отличная кандидатура для того, чтобы продолжить серию фильмов, где в главных героях Валерий Харламов, Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, баскетболисты-олимпийцы. Ко всему прочему Вяльбе сама участвовала в написании сценария, а также проявила себя как продюсер – в создании фильма участвовала та же нефтегазовая компания, что спонсирует ФЛГР, а главную героиню в детстве сыграла внучка Елены Валерьевны, причем восьмилетняя Ангелина отнюдь не лишена актерского таланта.
Авторы «Белого снега» (режиссер Николай Хомерики не так давно снял фильм-катастрофу «Ледокол» и психологический триллер «Селфи») тоже, судя по нескольким перекликающимся эпизодам, пересмотрели полувековой давности «Ход белой королевы». Но главное отличие в том, что если у Садовского все герои вымышленные (даже Озеров фигурирует не под своей фамилией), то авторы «Белого снега» стремились сохранять документальную точность.
«На 95 процентов это моя биография. Художественный вымысел если и есть, то совсем небольшой». И действительно, практически все сцены фильма сопровождаются титрами о месте и времени действия, главные события происходят на чемпионате мира 1997 года в норвежском Тронхейме, где Вяльбе выиграла пять золотых медалей, а среди действующих лиц помимо ее самой отлично знакомые любителям спорта Лариса Лазутина, Ольга Данилова, Нина Гаврылюк, главный тренер сборной страны Александр Грушин в исполнении актера петербургского театра «Особняк» Дмитрия Поднозова. Разве что появление в одной команде с ними некой Ирины Макаровой в исполнении популярной Дарьи Екамасовой может вызвать некоторое замешательство, но знающий толк в лыжах человек сразу предположит, что под этой фамилией выведена петербургская лыжница Любовь Егорова, уличенная тогда в Тронхейме в употреблении допинга и покинувшая расположение сборной.
Последствие этого ЧП стало одним из самых драматических эпизодов того чемпионата и нового фильма – путая немецкие слова с английскими, Вяльбе тем не менее принесла извинения за неспортивный поступок своей соотечественницы, и эта ее инициатива была с восторгом принята публикой и соперниками. Уже потом была победная эстафета, в которой Вяльбе бежала последний этап и финишировала с российским флагом в руках, а норвежский король Харальд V персонально приветствовал нашу чемпионку. Оказывается, не так давно это и было, когда наши лыжники исправно выигрывали на чемпионатах мира, а за использование запрещенных препаратов брали вину на себя, а не искали виноватых на стороне. Уже ради этого стоит смотреть новое кино, к очевидным недостаткам которого можно отнести разве что уж больно простенькое, лежащее на поверхности название. «Горячий снег» Юрия Бондарева и одноименный советский фильм Гавриила Егиазарова – это бьет по нерву, «Белый снег» таких эмоций не вызывает. К тому же в 1980 году был «Белый снег России» по роману Александра Котова, причем тоже, по идее, о людях спорта, точнее – чемпионе мира по шахматам Александре Алехине. Кто знает, может, еще через полвека и путаница возникнет...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (6878) от 10.03.2021 под заголовком «Белые королевы в кино и наяву».
Комментарии