2Vtzqv4Hz9U

Иностранцы на поле. Как лимит на легионеров отразился на российском футболе

В российском клубном футболе могут отменить лимит на легионеров. Тот самый, в спорах о пользе и вреде которого в последние годы сломано столько копий. Президент РФС Александр Дюков так прямо об этом и сказал – на повестке дня отказ от лимита в принципе. И хотя приветствуют эту инициативу далеко не все и впереди нас наверняка ждет долгая дискуссия, лед, что называется, тронулся. «Санкт-Петербургские ведомости» в этой связи вспоминают, как и почему вводили лимит на легионеров в чемпионате России по футболу и что из этого вышло.

Иностранцы на поле. Как лимит на легионеров отразился на российском футболе | Один из первых легионеров «Зенита» Милан Вьештица поиграл в России  еще и за «Ростов», «Шинник», «Жемчужину» и «Урал». / ФОТО Александра ФЕДОРОВА/Спорт-экспресс/ТАСС

Один из первых легионеров «Зенита» Милан Вьештица поиграл в России еще и за «Ростов», «Шинник», «Жемчужину» и «Урал». / ФОТО Александра ФЕДОРОВА/Спорт-экспресс/ТАСС

В СССР проблема засилья иностранных футболистов была, как все понимают, не слишком актуальна, а с распадом Советского Союза в девяностые годы прошлого века на легионеров никто не обращал внимание, поскольку с учетом скромных зарплат они в российских клубах были в диковинку. Если и появлялись, то в большинстве своем из стран СНГ, но их никто особо за иностранцев и не считал. Ситуация начала меняться на рубеже столетий, в «Зените» первые легионеры из дальнего зарубежья (сербы Милан Вьештица, Владимир Мудринич и Предраг Ранджелович) появились только перед чемпионатом России 2002 года.

Но с ростом благосостояния клубов (и, как следствие, зарплат) число легионеров в клубах РПЛ начало расти стремительно. Все это совпало с неудачей сборной России на ЧМ-2002 в Японии и Южной Корее, где команда Олега Романцева не вышла из группы. Провал (тогда результат воспринимался именно так) многие связали с засильем в отечественном футболе иностранцев, и впервые на повестке оказался вопрос введения лимита на легионеров.

Впрочем, поначалу обсуждение было вялотекущим, РФС особо не настаивал, а клубам было удобнее привозить недорогих легионеров, чем растить собственных игроков или гоняться за талантами на внутреннем футбольном рынке. Однако Вячеслав Колосков, который руководил в то время РФС, все же начал делать шаги в направлении лимита. И с 2005 года было введено ограничение не более шести иностранцев на поле. Правда, клубам оставили довольно солидную лазейку –  иностранцами не считались футболисты, заигранные за свои национальные сборные. 

А что «Зенит»? В 2004 году в последнем чемпионате без всяких лимитов чешский наставник Властимил Петржела использовал в чемпионате страны 14 легионеров и 13 россиян, правда, если считать иностранцами белоруса Александра Горшкова и украинца Александра Спивака. Больше 15 матчей сыграли семь россиян и восемь легионеров, по количеству проведенных встреч вслед за чехом Павлом Марешем следовали восходящие российские звезды Андрей Аршавин и Александр Кержаков. В первом туре чемпионата страны-2004 против «Ротора» в стартовом составе вышли пять россиян, в заключительном туре против того же «Ротора» –  те же пять. В общем, не сказать, что лимит на легионеров мог оказать очень уж сильное влияние на петербургский клуб. Он и не оказал. Наоборот, иностранцы стали играть даже более важные роли. Так, 15 и более матчей в чемпионате России-2005 провели только 12 зенитовцев, включая лишь четверых россиян –  Аршавина, Кержакова, Владислава Радимова и Игоря Денисова.

Но, в общем-то, благодаря лазейке с игроками сборных в других клубах лимит выглядел еще более дырявым. Поэтому многие прозвали его липовым. Да и как иначе, если 27 августа 2005 года был сыгран исторический матч чемпионата России –  главный тренер московского «Динамо» бразилец Иво Вортманн выпустил против ФК «Москва» в стартовом составе 11 легионеров. Впрочем, ставка на иностранцев пользу не принесла. Как в конкретной встрече (динамовцы уступили 1:2), так и в чемпионате в целом. Вортманна вскоре отправили в отставку, а «Динамо» заняло очень скромное для клуба с большими амбициями и иностранными звездами восьмое место. «Зенит», кстати, стал по итогам сезона-2005 шестым. А через три года купил у «Динамо» одного из участников той памятной встречи –  португальца Мигеля Данни, впоследствии ставшего одним из ключевых игроков петербургского клуба. 

Как бы то ни было, возглавивший в 2005 году РФС экс-президент «Зенита» Виталий Мутко спустя несколько дней после «исторического» матча «Динамо» обрушился на регламент с липовым, по его словам, лимитом на легионеров, пообещав в интересах страны привести лимит в порядок. В итоге вместо мягкого и, по сути, пластилинового для клубов был принят жесткий лимит, предусматривающий не более четырех иностранцев на поле. Хотя в Российской футбольной премьер-лиге поначалу высказывались за переходный лимит «8 + 3» на один сезон, клубы смирились с неизбежным. 

Впрочем, на «Зените» и это особо не сказалось. Напротив, число легионеров в клубе только возросло –  в сезоне-2006 из 27 игроков, сыгравших в чемпионате России, 16 были иностранцами. А больше 15 матчей в РФПЛ провели всего шестеро россиян и десять легионеров. Вскоре клуб начал свое восхождение не только в России (чемпионы страны 2007 года), но и в Европе (победа в Кубке УЕФА-2007/08 и Суперкубке Европы). Даже после ужесточения лимита (6 легионеров + 5 россиян) в 2009 году ситуация для зенитовцев в худшую сторону не изменилась. Как не повлияла она и после нового витка настройки лимита (возвращение к 7 + 4 в 2012-м, откат к 6 + 5 в 2015-м). 

Правда, наставник «Зенита» Андре Виллаш-Боаш после ужесточения лимита перед сезоном-2015/16 выглядел подавленным и уверял, что это никак не поможет российскому футболу. В принципе он оказался прав, кроме четвертьфинала на домашнем чемпионате мира-2018 результаты сборной России, в интересах которой и был введен лимит (с сезона-2019/20 его модернизировали по схеме не более 8 иностранцев в заявке), не слишком радовали. Зарплаты российских игроков действительно кажутся завышенными, а выступления клубов в еврокубках все чаще вызывают разочарование и раздражение. Но будет ли лучше, если предложение Дюкова воплотится в реальность и лимит отменят?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Лимит создает большие проблемы для каждой российской команды, которая участвует в Лиге чемпионов. Выбывают три-четыре лидера, а на скамейке доступны только молодые игроки. У европейских клубов таких проблем нет. У них полноценная заявка. Все граждане Евросоюза не считаются легионерами. Это конкурентное преимущество», –  сказал Сергей Семак в декабре прошлого года, когда «Зенит» в очередной раз не пробился в плей-офф Лиги чемпионов.

#футбол #легионеры #РПЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6995) от 25.08.2021 под заголовком «Дошли до лимита».


Комментарии