Футбол перед рассветом?
Уже ни для кого не секрет, что наш футбол находится в глубочайшем кризисе. Клубы играют плохо, сборная еще хуже, народ на трибуны не ходит, РФС в долгах как в шелках, зато без президента... Однако не стоит забывать: самая темная ночь – перед рассветом. Как раз сейчас начинаются процессы, благодаря которым наш футбол, может быть, выйдет из тупика.
ФОТО jonson/shutterstock.com
На днях поспорил с другом о чемпионате мира. Его мнение, в общем, разделяют многие в нашей стране: «Лучше бы эти деньги народу отдали или школы построили. А так только разворуют все». Я возражал, приводил аргументы, но явно не убедил. Трудно понять, почему лично ты уже не всегда можешь купить то, что раньше мог, зато страна в кризис должна тратить деньги на какой-то футбол.
На следующий день после нашего спора пришла новость о сокращении расходов на мундиаль почти на 30 миллиардов рублей – с 660 до 630. Совсем немало, с учетом падения рубля, роста цен на стройматериалы и общей тенденции любой стройки к удорожанию. Ясно, что такое сокращение потребует от организаторов действительно огромных усилий – или же приведет к потере качества. Отказываются, правда, от необязательных трат: лишних отелей и тренировочных баз. Так по крайней мере говорят.
Сокращение – это хороший ход. И не потому, что 30 миллиардов такие уж определяющие деньги для бюджета страны. Но в наше время, когда пояса затягивают более-менее все, сам факт экономии на футболе играет огромную роль. Виду спорта номер один как никогда важно избавиться от имиджа черной дыры, предназначенной для высасывания бюджетных денег.
При этом в который уже раз замечу: в отличие от убыточных олимпиад, оставляющих после себя часто уйму дорогущих и ненужных объектов (как, например, в Афинах-2004), чемпионат мира по футболу – мероприятие, как правило, прибыльное. Доходы здесь не меньше, а строится только то, что потом будет активно использоваться, – дороги и стадионы.
Тут, правда, есть нюанс: а правда ли эти стадионы нужны? Будут ли они заполняться? И вот здесь мы упираемся в ключевую проблему – состояние нашего клубного футбола. Это на самом деле куда важнее, чем сборная. Если клубы останутся в том же состоянии, что сейчас, все мероприятие под названием ЧМ-2018 окажется бессмысленным: на новых аренах просто некому и не для кого будет играть.
В чем же главная проблема нашего клубного футбола? В том, что он не для людей, не для болельщиков. Отчасти это игрушка для олигархов, а в большей степени – удобное поле для освоения и отмывания бюджетных средств. Воровать на футболе даже проще, чем на строительстве и ремонте дорог. И безопаснее.
Шальные деньги на пользу не идут – напротив, они дают тройной негативный эффект. Во-первых, денежный дождь лишает молодых российских игроков стимула для роста – они получают все и сразу. Во-вторых, гигантские зарплаты увеличивают пропасть между футболистами и болельщиками – трибуны перестают воспринимать «зажравшихся миллионеров» как своих. Наконец, денежный дождь мешает и работе клуба с болельщиками: зачем привлекать людей на трибуны, если деньги и так есть?
Но в последнее время кое-что стало меняться – спасибо УЕФА с его финансовым фэйр-плей (ФФП). На днях московское «Динамо» стало первым известным клубом, исключенным из еврокубков за нарушения ФФП – до этого ограничивались штрафами. Эмиссары УЕФА были просто поражены масштабом обнаруженных нарушений – такое не снилось даже арабским олигархам из ПСЖ и «Манчестер Сити».
Например, европейским инспекторам не понравился спонсорский контракт «Динамо» и ВТБ, стоимость которого (4 миллиарда рублей) превысила рыночную как минимум в десять раз. А вот Счетную палату этот контракт нисколько не заинтересовал. Хотя ВТБ, между прочим, банк с огромным государственным участием, так что пострадал, по сути, российский бюджет. Разве нет?
Динамовский бизнес вообще вызывает восхищение. «Бело-голубые» охотно выкладывают за игроков приличные суммы и столь же охотно отпускают крепких футболистов совершенно бесплатно. В любом нормальном клубе владелец за такую работу выгнал бы поганой метлой тех, кто проводит подобную трансферную политику, однако в «Динамо» тишь да гладь – работают себе спокойно.
Так или иначе, теперь и сорить деньгами уже не получится – или о еврокубках придется забыть навсегда. В «Динамо» пересматривают свою политику, хотя и не так резко, как это делали два года назад в «Анжи». Тогда, к слову, махачкалинский клуб тоже не имел шансов пройти проверку ФФП, и спасла только массовая распродажа игроков, после которой удалось отделаться штрафом.
Вернувшийся в премьер-лигу «Анжи», разумеется, о былом размахе уже не помышляет – набитые шишки болят до сих пор. Не хотят в Дагестане повторять и еще одну глупость тучных времен – тогда команда базировалась в Подмосковье и была полностью оторвана от региона. Теперь здесь все как у людей.
Уже несколько лет назад сменили вектор развития в «Рубине», сделав ставку на молодежь и сокращение бюджета. Сначала результаты пошли вниз, но уже в минувшем сезоне казанцы вернулись в борьбу. «Рубин» и заменил в Лиге Европы «Динамо», кроме того, показал неплохую посещаемость, несмотря на проблемы с домашней ареной, которой пришлось пожертвовать ради водного чемпионата мира.
Взялись за ум и в «Спартаке». Здесь проблемы были не в громадных тратах («красно-белые» давно ведут себя относительно скромно). Но «Спартак» все последние пятнадцать лет изменял себе, своему стилю, что для клуба с такими традициями просто преступно. Измена эта началась еще при позднем Романцеве (с его согласия или вопреки ему – сказать сложно) и продолжалась все последующие годы. И вот наконец-то сделана четкая ставка на возврат к фирменному стилю.
Важно не то, что Дмитрий Аленичев – бывший спартаковец. Станислав Черчесов и Валерий Карпин тоже прошли романцевскую школу, а ничего спартаковского при них не было. Тут важно не игровое прошлое, а тренерское кредо: Аленичев действительно придерживается спартаковской игры с упором на контроль мяча и средний пас. Не факт, что его ждет успех, да и восстанавливать разрушенное куда тяжелее, чем разрушать созданное, но в любом случае другого пути к успеху у «Спартака» нет. Успеху прежде всего не чисто спортивному, а более важному – полным трибунам.
Тема возвращения к корням вообще стала главной в российском клубном футболе. Импортозамещение идет полным ходом – иностранных тренеров почти не осталось. Жизнь показала, что по уровню россиян они особенно не превосходят, а психологически команду контролируют похуже. А главное – не способны думать о стратегическом развитии, планомерной подводке молодежи и т. д. И при всем при этом они элементарно дороже, особенно с учетом налога на иностранных тренеров.
Вот и «Локомотив», устав от неудачных метаний, остановился на бывшем собственном игроке Игоре Черевченко. В режим относительной экономии «Локо» перешел еще год назад. В «Краснодаре» же изначально делали упор на планомерное развитие клуба – не приглашали ни сверхдорогих звезд, ни именитых тренеров.
При этом оба клуба все равно не прошли проверку ФФП, получив стандартные штрафы. Это лишний раз говорит о финансовом «благополучии» нашего футбола – даже при относительно разумной политике клубы все равно катастрофически убыточны. Собственно, успешно прошел проверку ФФП у нас только ЦСКА. Армейцы и в зарплатах экономны, и покупают игроков недорого, а вдобавок еще и регулярно за приличные деньги футболистов продают.
Однако даже им до самоокупаемости далеко – хромает посещаемость (меньше 10 тысяч за матч) и, как следствие, доходная часть. Но это и понятно: в «Химки» с их пробками мало кому охота ехать. Теперь, с появлением своей арены, армейцы при правильном подходе смогут работать без подачек со стороны. «Рубин», к которому вернется стадион, и «Краснодар» с открытием своей арены тоже станут куда ближе к разумной бизнес-модели.
Ну а что же «Зенит»? Новой арены ждать еще как минимум год, да и большой надежды на нее нет – «Петровский» и тот не заполняется. Что до экономии, то питерский клуб, скорее, в отстающих, сокращая зарплатную ведомость только за счет ухода ветеранов. После прошлогоднего огромного штрафа требования ФФП, похоже, выполняются, но здесь явно не обошлось без лояльности УЕФА, не желающей терять такого мощного спонсора, как «Газпром».
Между тем дело же не в УЕФА, а в нас. Мы по большей части болеть за сверхбогатых не хотим. И, кстати, не только мы. В «Барселоне», например, на тренировки не принято приезжать в дорогих авто, за что в свое время сделали замечание Златану Ибрагимовичу. Скромность проявляют и Месси, и Неймар, и Суарес. У нас не стесняются щеголять богатством даже дублеры. Может, отчасти и поэтому «Камп Ноу» собирает аншлаги, а «Петровский» все больше зияет пустотами...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5485) от 24.06.2015.
Комментарии