Чемпионство СКА. Две стороны одной медали

В хоккейном мире немногие вторую победу СКА в Кубке Гагарина восприняли с воодушевлением. Богатых в России традиционно не любят. Зачастую в таком отношении нет ничего, кроме зависти. В то же время надо понимать, что петербургский клуб - безусловный лидер КХЛ далеко не только по деньгам и результатам.

Чемпионство СКА. Две стороны одной медали | СКА — «Металлург». Финал с такой вывеской был ожидаем еще на старте регулярного чемпионата. ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА

СКА — «Металлург». Финал с такой вывеской был ожидаем еще на старте регулярного чемпионата. ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА

Достаточно простого факта - Ледовый дворец уже много лет стабильно собирает аншлаги на каждом хоккейном матче, и в плане посещаемости конкурентов у СКА независимо от результатов в КХЛ просто нет. Кто-то, конечно, возразит: «Понакупили звезд, вот люди и ходят!». Но дело не только в звездах. Когда пять лет назад «Зенит» приобрел Халка и Витселя, посещаемость «Петровского», наоборот, упала, а значит, дело тут в другом. На СКА ходят в первую очередь ради потрясающей атмосферы. Питерский клуб задает новые стандарты боления и работы со зрителями. Причем не только в российском хоккее, но и в спорте вообще. Ну вот где еще в спортивной России найдешь такое количество остроумных фишек и задумок, такое количество улыбок и семейных выходов на стадион?

По реальной популярности СКА давно обогнал «Зенит», который у многих в городе все чаще вызывает уже раздражение. По средней посещаемости армейцы, конечно, уступают, но тут все просто: вместимость 12-тысячного Ледового едва ли не в два раза ниже, чем «Петровского», где до последнего времени играли «сине-бело-голубые». СКА, кстати, уже нацелился на постройку 20-тысячной арены у СКК, и когда она появится, станет гораздо очевиднее - кто кого. Хотя по суммарному количеству зрителей СКА значительно впереди «Зенита», так как у хоккеистов больше матчей за сезон.

СКА один из немногих клубов КХЛ, который не только тратит, но и зарабатывает. Билеты и атрибутика - только часть их доходов. Армейцы привлекательны для спонсоров: в городе их любят; в отличие от того же «Зенита» у них нет негативного имиджа; болельщики культурные, семейные и обеспеченные - идеальная аудитория для рекламодателя. А уж если говорить о расточительстве, куда уместнее будет вспомнить хоккейный ЦСКА, который при сопоставимых расходах (второй по размерам бюджет в КХЛ) зарабатывает «копейки», да и по количеству и качеству аудитории сильно уступает. Схожая история, кстати, и у баскетбольного ЦСКА - и деньги есть, и игра, и победы, нет только зрителя. Наверное, потому, что отсутствует даже подобие интриги.

Ко всему прочему финансовое превосходство в хоккее не всегда обеспечивает превосходство игровое. В НХЛ, к примеру, долгие годы больше всех тратил «Нью-Йорк Рейнджерс», но в тот период команда зачастую даже не попадала в плей-офф. Да и результаты СКА, после того как в клуб пришел «Газпром», долгое время оставляли желать лучшего. Кубок Гагарина армейцы выиграли лишь во второй раз за девять лет выступлений в КХЛ. Со стороны этот успех может казаться легким (соотношение побед и поражений в плей-офф 16-2), но сколько было напряженных матчей, когда к успеху вели мелочи и воля - бесконечный третий матч финала, например, или спасение с 0:2 в заключительной встрече сезона. Причем героями СКА были не сверхдорогостоящие Илья Ковальчук или травмированный Павел Дацюк, а Вадим Шипачев, Евгений Дадонов, Никита Гусев, Патрик Херсли, Антон Белов, Микко Коскинен - люди с куда более скромными контрактами.


Даниил РАТНИКОВ

Подводя итоги плей-офф, Дмитрий Чернышенко удивил: «Это, наверное, самый интересный сезон КХЛ». Разумеется, каждый человек имеет право на свое мнение, но финал СКА - «Магнитка» прогнозировался еще летом, и за девять месяцев, что соревновались команды, никакой дополнительной интриги не появилось.

Минувший сезон, скорее, можно назвать самым предсказуемым в истории КХЛ. Скучно смотреть фильм со слабой драматургией, где с каждой минутой все очевиднее развязка. Скучно наблюдать за матчем, счет которого знаешь. Скучно, когда деньги делают спортивную драматургию предсказуемой.

Фразу из «Брата-2» о том, что сила в правде, сезон-2016/17 опроверг напрочь. Сила - в деньгах. У кого деньги - тот и в полуфинале: «Ак Барс», СКА, «Магнитка». Разве что ЦСКА во втором раунде, поскользнувшись на собственной кредитной карточке, уступил тоже не бедствующему «Локомотиву». Еще одна интрига родилась в первом раунде, который свел нелепо отыгравшего регулярку «Салавата» и «Ак Барс», но довольно быстро умерла - 4-1 в серии. А тем временем в НХЛ главные фавориты сезона, «Чикаго» и «Вашингтон», уже в первом раунде получили холодной душ от последних команд своих конференций: первые проиграли «Нэшвиллу» 0-4, вторые со скрипом одолели «Торонто».

Просто в НХЛ существует такая штука, как потолок зарплат, которая в текущем сезоне, например, равняется $73 млн. То есть клуб не имеет права тратить на оклады хоккеистов больше этой суммы. И, выбирая из двух равных, в силу неотвратимости правил «потолка» одного приходится уступить конкуренту. Как следствие, лучшие игроки распределяются по всей лиге, а не кучкуются в пяти-шести клубах, там растет конкуренция в лиге, а у нас - исключительно внутри некоторых команд.

В КХЛ тоже существует потолок зарплат. Правда, формальный. В минувшем сезоне он равнялся 950 млн рублей, в то время как пятерка самых богатых клубов лиги - «Ак Барс», «Салават», «Магнитка», ЦСКА и СКА, - согласно неофициальным данным, потратила на своих хоккеистов в первых трех случаях 1,4 - 1,5 млрд и 1,8 - 2,4 млрд в остальных двух. Самое смешное, что при этом никто ничего не нарушил, так как несколько лет назад для них был придуман обходной путь под названием «налог на роскошь»: клуб, превысивший потолок зарплат, должен был дополнительно перечислить лиге 20 процентов от суммы превышения.

На мой взгляд, ненормально, когда одни клубы (и их большинство) едва выживают, в то время как у других бюджеты неуклонно растут. Ненормально, когда чемпионство стремятся «закупить оптом», выдергивая лучших игроков из клубов средней руки, вместо того чтобы наработать его за счет планомерного строительства команды, опираясь на собственные «низы». Таким образом, спортивные достижения напрямую зависят от поступлений различных госкомпаний, поддерживающих финансовую состоятельность отдельных клубов КХЛ. А ведь тем самым клубы-олигархи снижают уровень хоккея по лиге в целом и как следствие - хоккеистов сборной России, базовым клубом которой принято считать СКА: невозможно стать лучшим, соревнуясь с теми, кто слабее.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии