Выше, шире, дороже
Петербург в очередной раз готовится принять большой спорт. Для этого на Крестовском острове ценою немалой построен огромный стадион на 62 тысячи зрителей, который, безусловно, изменил традиционную приморскую панораму города. И если экономисты через год-другой наверняка сумеют подсчитать итоговую смету возведения гигантской «летающей тарелки», то архитекторы еще много лет будут спорить, украсил новый стадион наш город или изуродовал.
Бетонная «шайба» пришлась по душе не только хоккеистам, но и представителям шоу-бизнеса. ФОТО Александра ТАРАСЕНКОВА/ИНТЕРПРЕСС
Во имя мира
После Первой мировой уставшие от лишений народы Европы выбрали спорт темой, способной объединить людей. Люди должны были состязаться не на поле боя, а на стадионах, ледовых аренах и в бассейнах. Именно поэтому вовлечение масс в физкультуру и спорт стало национальной идеей крупнейших государств Старого Света. Можно сказать, лидером процесса был Советский Союз, где за 15 - 20 послереволюционных лет почти с нуля создали спортивную инфраструктуру. Трудящиеся сдавали нормы ГТО на небольших стадиончиках, зимой почти в каждом городском дворе заливали хоккейную коробку.
Признанным центром физкультуры и спорта стал Ленинград. Не случайно первый крупный в те времена стадион имени В. И. Ленина (с 1992 г. - «Петровский») был построен всего за два года (в 1924 - 1925 годах) по проекту чешского инженера Алоиса Вейводы (Воеводина). Первоначально казавшаяся громадной арена вмещала 10 тыс. зрителей (сейчас - 21 тысячу).
В те времена власти ставили архитекторам задачу строить арены, где могли бы разместиться как можно больше болельщиков. В советское время идеология архитектуры была созвучна государственному строю. «Зритель любой секции не чувствует себя изолированным от коллектива, так как во время соревнований видит перед собой весь амфитеатр, живет с ним общей жизнью, а в перерыве, до и после соревнования имеет полную возможность общения со зрителями других секций. Каждый зритель видит всех собравшихся, воспринимает их отношение к происходящему и тем самым приобщается к заполняющему стадион коллективу», - писали газеты.
Именно поэтому в 1932 году по проекту Александра Никольского начали строить стадион им. С. М. Кирова. Из-за войны первый матч на нем сыграли в 1950 году. Очень важный факт: в послевоенное время стадион вмещал 110 тыс. человек - почти вдвое больше, чем его современный потомок с выдвигающимися полем и крышей.
Время и деньги
Менялись эпохи, и новые веяния времени налагали свой отпечаток на облик и содержание стадионов, ледовых арен и теннисных кортов. Ключевые виды спорта перешли на профессиональные рельсы, и с тех пор проекты новых объектов согласует не только город. Чтобы принимать в Петербурге футбольные, хоккейные и иные чемпионаты, надо учитывать в первую очередь мнение международных организаций, курирующих различные виды спорта.
Первый успешный опыт такого сотрудничества - Ледовый дворец на 12,3 тыс. зрителей в Невском районе, построенный в 1998 - 2000 годах к чемпионату мира по хоккею. Появление Ледового разрешило несколько проблем: юго-восток города получил спортивный объект, значимый для всего мегаполиса. Возникла современная арена, где можно провести и концерт, и выставку, и хоккейный матч самого высокого уровня. Над проектом работала группа архитекторов: А. Боков, С. Соколов и др.
На этом объекте, кстати, впервые в нашем городе успешно опробована строительная технология «точно в срок», когда материалы и конструкции привозили на объект согласно графику - с точностью до минуты.
Профессиональный спорт и чемпионаты не единственные драйверы спортивного градостроения. Интерес к физкультуре появился у крупных сырьевых корпораций, зарегистрированных в северной столице. Например, «Газпром» инициировал создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, известных по аббревиатуре ФОК. Это эффектные, хотя и сугубо утилитарные сооружения в фирменном стиле газовиков - синее с белым.
«Удалось уйти от «коробочной» промышленной архитектуры, - пояснила архитектор одного из ФОКов Ирина Блохина. - Мы сумели обойтись без прямоугольных крыш и большепролетных металлоконструкций. На стилистику повлиял и материал - сэндвич-панели».
Кстати, в уже упомянутом Невском районе недавно открылся «коробочный» хоккейный центр на две арены. Он выдержан в иной, нежели ФОКи, стилистике, однако стал центром притяжения местной детворы. На одном ледовом поле юные хоккеисты тренируются, на другом их мамы и папы катаются на коньках.
Физкультура и сбыт
Здесь мы приблизились к явлению, которое влияет на форму и содержание большинства спортивных объектов больше, чем государственная идеология, чемпионаты мира и объемы «списанных средств». В наши дни физкультурный центр - это едва ли не в первую очередь объект культурного досуга.
В былые времена легендарный стадион им. С. М. Кирова привлекал болельщиков игрой любимой команды, но отнюдь не пабами или ресторанами. По замыслу архитекторов и городских властей, после матча зрителей нужно было как можно быстрее увезти со стадиона. Вот почему трамвайное кольцо на Крестовском острове было самым загруженным в Ленинграде. Каждые 2 - 3 минуты оттуда уходили трамваи пяти-шести маршрутов в разные концы города.
Сейчас можно сказать: если профессиональный спорт породнился с крупным бизнесом, то физкультура срослась с торговлей. Современный спортцентр для массового потребителя (да-да, именно так) - это торгово-развлекательный центр, где гостя надо сперва накормить-напоить, а уж потом выпустить на каток.
Эта концепция была недавно материализована в спортивно-развлекательном комплексе на проспекте Ветеранов. На нулевом этаже - бассейн и спортзал, выше - фитнес, кофейни, несколько ресторанов. Под крышей разместилась стоматология, чтобы, ежели чего, вставить неуклюжему физкультурнику зубной протез или даже имплантат.
Все рассчитано до мелочей: сперва клиент час тратит энергию, кидая в сетку мяч, а потом часа три релаксирует за пинтой пива и тарелкой с жареными колбасками. И если профессиональный спорт можно сравнить с шоу-бизнесом, то массовый фитнес - с продуманной системой нагуливания аппетита для предстоящего посещения мест культурного досуга. Именно поэтому современные спортивные дворцы сияют, как супермаркеты, они должны быть как можно ближе к метро или оживленным проспектам. Двухэтажные детские спортивные центры, построенные в советское время, на фоне ярких новостроек совсем затерялись...
Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова.
И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!
Комментарии