Воины реновации и последний жилец
Кипят страсти вокруг московских пятиэтажек. Широк спектр мнений о программе по скоростному переселению обитателей столичных «хрущевок» в новостройки: от страха лишиться собственности до надежды на улучшение жилищных условий, от обвинений в лоббизме стройбизнеса до признания необходимости сноса старых домов... После принятия закона о реновации, касающегося Москвы, и в Петербурге растет интерес к теме кварталов первых массовых серий. К тому же еще Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ начал работать над проектом соответствующего федерального закона...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На днях группа, как сегодня модно говорить, «интересантов» созвала журналистов, чтобы озвучить свои мнения о процессе петербургской реновации в прошлом, настоящем и будущем.
Прошлое есть - весьма богатое, неоднозначное, позволившее городу накопить большой опыт. Возможно, даже больший, чем имеется ныне в столице.
- Городской закон о реновации мы принимали еще в 2008 году, - отметил в прошлом «строительный» вице-губернатор Александр Вахмистров. - Но вначале изучили и попытались применить многие способы улучшения «хрущевок». Попробовали разрешить инвесторам достраивать дополнительный этаж. Потом была санация. Опыт взяли в Европе.
Санацией назвали капитальный ремонт «хрущевок» с заменой всех коммуникаций и утеплением стен. В результате потребительские свойства старых домов действительно улучшались. К примеру, сразу становилось тепло. Однако от этого метода пришлось отказаться: слишком уж дорого. Вахмистров засвидетельствовал, что санация обходилась примерно 100 долларов за квадратный метр.
- И кто бы взялся за это? Бюджет? Собственники? - сказал он. - Впрочем, на собственников и не было никакой надежды. Ясно ведь, что они не потянут такие расходы. Тогда-то и родилась программа развития застроенных территорий, предполагающая поэтапный снос старых домов. Под эту задачу создали компанию «Реновация». Появился городской закон, действующий и сейчас... Хотя прошло почти 10 лет. Возможно, принятие другого закона позволит быстрее и эффективнее заниматься реновацией.
Программа реновации в Петербурге действительно топчется на месте. Как рассказал заместитель председателя комитета по строительству Евгений Барановский, давным-давно городская власть определила 23 территории, где постепенно старое жилье должно было замениться новым. Территории были выставлены на торги, по результатам которых 22 получила компания «Реновация», 1 - «Воин-В». В общей сложности они должны были построить около 8,5 миллиона квадратных метров жилья. Из них примерно 1,5 миллиона - передать городу для очередников и еще примерно столько же - для расселения сносимых пятиэтажек.
- К сегодняшнему дню программа выполнена на 1,5 процента, - констатировал Барановский. - «Реновация» построила восемь новых домов, «Воин-В» - один дом... При этом договор с «Реновацией» истекает в 2019 году, с «Воином-В» - в 2018-м.
Все «интересанты» отметили, что в крайне низком темпе расселения пятиэтажек и их сноса виновато законодательство: то процессу помешает ужесточение нормативов по зеленым насаждениям, то создаются зоны охраны исторической застройки...
- Кроме того, тормозом является эффект «последнего жильца», - пожаловался гендиректор компании «Воин-В» Олег Глущенко. - Такой «последний жилец» может начать предъявлять невыполнимые требования. Да и деятельность разнообразных активистов мешает. Нам приходится постоянно судиться с ними.
Глущенко выразил пожелание, по его выражению, начать с белого листа. Иными словами, дождаться выхода федерального закона и... продолжить работу уже в новых условиях, невзирая на истечение срока участия в программе.
Считается, что федеральный закон учтет прежде всего интересы инвестора, строительного бизнеса, и создаст условия для максимального ускорения сноса-расселения, а значит, для быстрого получения прибыли. Чего же хочет строительный бизнес Петербурга?
Пожалуй, только одного: возможности более жесткого отношения к собственникам. Пусть решения о расселении и сносе принимаются не двумя третями голосов собственников, как ныне, а поменьше, поскромнее... Пусть разрешат более активно работать с «последним жильцом»... Пусть активисты не мешают... Пусть разрешат строить дома для переселенцев не в их старом квартале, как сказано в нынешнем городском законе, а где-то еще...
Возможно, эти и другие «пусть» и найдут отражение в готовящемся федеральном законе. Пока это неизвестно. Но известно, как медленно и трудно идет расселение старых домов.
У Петербурга есть полноценный опыт реновации улиц Шкапина и Розенштейна. В час по чайной ложке. Через суды. Через долгие переговоры практически с каждым собственником, через индивидуальный подбор вариантов.
Впрочем, не так ли это и должно происходить, когда у власти есть желание действительно решать проблемы граждан, учитывая их права (в том числе и на частную собственность), а не только интересы строительного бизнеса, которому нужно очень много и максимально быстро?
Комментарии