Зачем Сеулу система ПРО?
Очередная тревожная новость пришла с Корейского полуострова: в Южной Корее США начали развертывание противоракетных комплексов подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (так называемые комплексы THAAD – Terminal High Altitude Area Defense). Как заявил глава тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Гарри Харрис, «продолжающиеся провокационные действия» КНДР подтверждают правильность американского решения о развертывании THAAD в Южной Корее». По информации СМИ, развертывание системы завершится за месяц или два и она будет функционировать уже в апреле.
ФОТО Planet Observer–UIG–ТАСС/ТАСС
Противоракетная система THAAD предназначена для высотного перехвата ракет среднего радиуса действий. Сама батарея THAAD состоит из шести пусковых установок, противоракетного радара TPY-2 TM, 48 ракет-перехватчиков, электрогенератора и пульта управления.
Как ранее писала Lenta.ru, 6 марта утром в КНДР запустили ракеты из провинции Пхенан-Пукто. Предполагается, что речь идет об использовании северокорейскими военными баллистических ракет KN-14 или KN-08. Эти запуски совпали с крупномасштабными южнокорейско-американскими военными учениями. В Северной Корее уточнили, что целью ракетных испытаний была отработка нанесения ударов по американским базам на территории Японии. В тот же понедельник в Токио было созвано экстренное заседание совета национальной безопасности. Сообщалось, что четыре ракеты нового типа КНДР упали в экономической зоне Японии.
Ранее КНДР также запустила баллистическую ракету в сторону Японского моря. Как отметили в министерстве обороны Южной Кореи, одной из целей запуска была проверка новой администрации США во главе с президентом Дональдом Трампом. Как заявлял бывший северокорейский дипломат Тхэ Ен Хо, КНДР планирует закончить разработку межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок к ним, способных поразить материковую часть США, к концу 2017 или началу 2018 года.
Развертывание американской системы ПРО вызвало резко негативную реакцию в Пекине и Москве. Еще минувшей осенью заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов заявлял: «Задействование американских комплексов ПРО в Республике Корея явно выходит за пределы задачи сдерживания «северокорейской угрозы». По его словам, у Минобороны РФ «не вызывает сомнений тот факт, что США при поддержке своих союзников продолжат наращивать потенциал азиатско-тихоокеанского сегмента глобальной ПРО, что неизбежно приведет к подрыву сложившихся стратегических балансов как в АТР, так и за его пределами. Хотел бы подчеркнуть, что проблематика ПРО носит не столько региональный, сколько глобальный характер. Реализация американских планов по ПРО подорвет стратегическую стабильность, негативно повлияет на перспективы реализации обязательств в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, в первую очередь в области ядерного разоружения».
«Ситуация в регионе еще больше усложняется. Во-первых, Пекин воспринимает новое американское вооружение у себя на границах как непосредственную угрозу собственной безопасности. Во-вторых, Северная Корея получает подтверждение опасений относительно агрессивных планов своего южного соседа и США и, следовательно, продолжает развитие ядерной программы. В итоге мы имеем дело с порочным кругом региональной гонки вооружений», – констатирует в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
Китай оперативно и весьма резко активизировал экономические санкции против Южной Кореи. Своего рода «спусковым крючком» для ужесточения давления на Сеул со стороны Пекина стало недавнее официальное подписание корейским концерном Lotte с министерством обороны Республики Корея соглашения об обмене земельными участками. В результате корейское оборонное ведомство получило в распоряжение необходимый ей для размещения батареи ПРО США THAAD участок в уезде Сончжу провинции Северная Кенсан, что на юго-востоке страны.
Как и ожидалось, самый сильный удар был нанесен непосредственно по концерну Lotte. На торговые центры, магазины и входящие в его состав компании обрушилась вся мощь китайской административной системы, которая устраивает одну проверку за другой.
«С политической точки зрения мы наблюдаем фактическое начало нового витка гонки вооружений, поскольку система ПРО, размещенная в АТР, законно воспринимается Россией как глобальная угроза ее безопасности», – заявил в ходе московского телемоста с Пекином исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая. Это вроде бы чисто техническое решение о защите от северокорейской ракетной угрозы (на чем настаивают американцы) воспринимается, по его словам, и Россией, и Китаем как нарушающее стратегический паритет и стабильность на всей планете.
Выступивший в ходе видеомоста с Пекином профессор Института международных отношений Китайского университета коммуникаций Ян Мянь выразил полное согласие с мнением российского эксперта и указал, что размещение системы ТHAАD в Южной Корее – это слом всей системы региональной безопасности. Радары этой системы будут покрывать значительную часть всего пространства Китая. В то же время северокорейские ракеты никоим образом не будут блокироваться системой ТHAАD.
По мнению ряда экспертов, Вашингтон просто использует фактор «северокорейской страшилки», чтобы привлечь Сеул к глобальной ПРО. США интересует не только «нейтрализация ракетной угрозы КНДР», но и используемые в THAAD радары AN/TPY-2 с радиусом действия до 1800 км, что далеко выходит за пределы контроля территории Северной Кореи, позволяя охватывать значительные территории Китая и России. Кроме того, втянув Юг в ПРО, потом будет уже проще Сеул привлекать к разворачиванию на его территории других более мощных систем, нацеленных уже исключительно против КНР и РФ.
Комментарии