У фрау нет решений
В следующем году в Германии пройдут выборы в бундестаг и выборы федерального канцлера. Конституция ФРГ не ограничивает количество канцлерских сроков. Гельмут Коль, к примеру, руководил федеральным правительством 16 лет, то есть был канцлером четыре срока. Меркель же находится у власти на пять лет меньше.
ФОТО Michael Kappeler/DPA
Между тем эксперты обращают внимание на то, что сама фрау канцлер не заявляла о том, будет ли она участвовать в парламентских выборах-2017. На соответствующие частые вопросы о своих планах Меркель отвечает весьма уклончиво: придет, мол, время и она примет то или иное решение.
А пока приходится признавать свои локальные, но ощутимые поражения - такие как на недавних парламентских выборах в одной из пяти восточных германских земель - Мекленбурге-Передней Померании. Возглавляемый Меркель Христианский демократический союз (ХДС) уступил там не только социал-демократам (СДПГ), набравшим 30,5% голосов. Обиднее всего то, что христианские демократы пропустили вперед и популистов из «Альтернативы для Германии», которым удалось набрать 20,8%. У ХДС в Мекленбурге всего лишь 19% электоральной поддержки.
Неудачно сложились для ХДС и выборы 18 сентября в парламент Берлина: на них победила СДПГ, набравшая 21,6% голосов, а у партии Меркель в активе только 17,5%.
Тем не менее общий расклад политических сил в Германии, согласно августовскому опросу Emnid, выглядит для ХДС не так уж мрачно и безнадежно: христианские демократы имеют 34%, социал-демократы - 22%, «зеленые» - 13%, «альтернативщики» - 12%, «левые» - 9% и свободные демократы - 5%.
После того как Меркель стала инициатором политики открытых дверей, в страну хлынул поток беженцев. Однако со временем на фоне возросшей террористической угрозы местных жителей стало пугать засилье переселенцев. Рейтинги канцлера резко упали.
Корреспондент RussiaTodai (RT) Питер Оливер ретранслирует характерные оценки ситуации жителями Берлина. «Теперь жизнь для всех изменится. Мы боимся, что что-нибудь случится: взрыв или что-то в этом роде. Здесь много мусульман, их невозможно вычислить», - говорит одна из женщин. Член партии «Альтернатива для Германии» Урсула Баххубер отмечает, что люди не знают, кто и откуда приезжает в страну: «Это люди со всего мира - из Косово, Сирии, Пакистана, Афганистана. То есть мы вообще не знаем, кого впускаем в свою страну. ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ и во многих других странах экстремистской группировки «Исламское государство») говорит, что хочет захватить Европу». По мнению жителя города Пассау Роберта Шрелге, Германия не может пригласить к себе весь мир. «Первым делом все беженцы приезжают в мой родной город. Очнитесь! Это безумие!» - восклицает он.
Пока растет популярность партии «Альтернатива для Германии», выступающей против миграционной политики немецких властей, канцлер Ангела Меркель предупреждает о возрождении национализма. Однако многие полагают, что именно она спровоцировала кризис. «Именно канцлер Меркель пригласила беженцев. Она ни с кем не советовалась: ни с кабинетом министров, ни с однопартийцами, ни с лидерами других европейских стран. То есть Меркель начала проводить курс, даже не задумываясь о том, к чему он в итоге приведет», - отмечает в интервью RT бывший член кабинета министров ФРГ Андреас фон Бюлов. По словам профессора международных отношений Геттингенского университета Петера Шульце, большинство немецких граждан больше не поддерживают политику Меркель: «Допущенные ею промахи совершенно очевидны, особенно это касается действий по урегулированию миграционного кризиса. Эти меры, принятые правительством во главе с Меркель, лишь подорвали доверие населения к руководству страны».
Далеки сегодня от идеальных отношения между двумя немецкими историческими союзниками - христианскими демократами и христианскими социалистами. В ХСС во главе с баварским лидером Хорстом Зеехофером все больше сомневаются в способности Ангелы Меркель возглавлять правительство и бороться с невиданным наплывом мигрантов. Если раньше немцы зачастую голосовали не за партию, а за популярную фрау Меркель, то теперь она вполне может стать балластом и помешать альянсу ХДС и ХСС удержать власть в стране.
«Избиратели должны четко понимать, что они будут голосовать не за Меркель, - откровенно объяснил программные взгляды партии Хорст Зеехофер, - а за ХСС». По словам министра транспорта Александра Добриндта, члена ХСС, таких глубоких и острых разногласий между партиями-сестрами еще не было за все семьдесят лет тесного сотрудничества. Он, кстати, сказал Spiegel, что никогда даже не думал, что ХДС и ХСС могут придерживаться таких разных взглядов по столь важному вопросу, как кризис с мигрантами.
«Есть понятие рейтинга госпожи Меркель как политика, как председателя партии, как главы коалиционного правительства. Есть понятие рейтинга Меркель как главы коалиционного правительства, которое отвечает за реализацию миграционной политики. Вот рейтинг Меркель как политика, федерального канцлера и председателя партии резко снизился. Это понятно, потому что решений того кризиса, который возник во второй половине 2015 года, у правительства не было. Ни у кого не было», - поясняет в интервью «МК» руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
«Общественность и электорат сделали ответственной Меркель. За то, что у нее нет решений, за то, что она сказала «мы справимся с этим». В этом ничего зазорного нет, кроме того, что, наверное, она должна была через запятую говорить о тех вызовах, с которыми Германия столкнулась впервые, о том, что перед обществом, перед политиками, перед каждым гражданином стоят новые задачи, с которыми надо справиться, и решения нет на сегодня. Меркель этого не сказала, - продолжает политолог. - Она наказана резким снижением рейтинга. Наказана справедливой критикой из рядов собственной партии, из рядов партий, входящих в коалиционное правительство».
И тем не менее многие эксперты говорят сегодня о том, что позиции Меркель на германском политическом олимпе не так уж уязвимы, как это может показаться на первый взгляд. «В данный момент альтернативы Ангеле Меркель на посту канцлера ФРГ нет, - утверждает известный немецкий политолог Александр Рар. - Я не вижу сегодня никаких альтернативных фигур даже за пределами ее партии. Потому что и социал-демократы, и партия «зеленых», и даже партия левых — это все оппозиционные партии у нас в Германии, они все не предлагают никаких альтернатив. Поэтому они тоже теряют свои рейтинги».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (5791) от 20.09.2016.
Комментарии