Ставленник «Шерифа»

В середине декабря маленькая непризнанная республика Приднестровье выбрала себе нового главу. Третьим по счету президентом республики за 25 лет ее существования стал кадровый милиционер Вадим Красносельский.

Ставленник «Шерифа» | Иллюстрация Attila JANDI/shutterstock.com

Иллюстрация Attila JANDI/shutterstock.com

Строго говоря, в предвыборной борьбе он выступал в качестве председателя верховного совета непризнанной республики и лидера партии «Обновление», которая обладает большинством в парламенте Приднестровья. Однако большую часть своей сознательной жизни Вадим Красносельский провел в органах внутренних дел, а в общественном сознании приднестровцев его фамилия к тому же ассоциируется с самым известным в республике холдингом «Шериф».

Родился будущий президент в 1970 году вдалеке от Приднестровья - в забайкальском поселке с известным многим названием Даурия. Здесь, в Читинской области, недалеко от границы СССР с Китаем, стояла воинская часть, где служил отец Вадима. Спустя восемь лет его перевели на новое место службы в город Бендеры Молдавской ССР, туда же переехала и семья. Там Вадим окончил среднюю школу, учился он хорошо, активно занимался спортом, без проблем поступил в Одесский политех, но, не проучившись и года, решил перевестись в Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск. Его Красносельский закончил в 1993 году с отличием. Однако связывать себя с армейской службой не стал. Он вернулся в уже ставшую к тому времени непризнанной Приднестровскую Молдавскую республику, в Бендеры, и поступил на работу в правоохранительные органы.

Начинал свою милицейскую карьеру Красносельский с должности старшего инженера группы оперативной связи спецтехники городского отдела внутренних дел. В ГОВД он прошел несколько служебных ступенек и за тринадцать лет дослужился до звания подполковника и поста начальника всей милиции города Бендеры.

В 2006 году молодого перспективного старшего офицера перевели на работу в министерство внутренних дел республики, здесь он получил погоны полковника и кресло первого зам. министра. Еще через год тогдашний первый президент Приднестровья Николай Смирнов назначил Вадима Красносельского министром внутренних дел ПМР и присвоил ему звание генерал-майора милиции.

Прекрасная милицейская карьера Красносельского закончилась в 2012 году, когда Смирнов проиграл президентские выборы Евгению Шевчуку. Новый глава республики начал чистку всех властных кабинетов, и, хотя глава МВД ничем предосудительным за время службы себя не запятнал, его от должности отстранили.

Впрочем, такие кадры в ПМР не исчезают бесследно, как правило, они меняют властные кабинеты на коммерческие. Вот и экс-глава МВД оказался на работе в «дочке» крупнейшего приднестровского холдинга «Шериф» телекоммуникационной компании «Интерднестрком». Некоторое время он трудился советником председателя компании, затем, как и положено «силовику» со стажем, стал начальником службы безопасности всего холдинга.

Местный олигарх и владелец «Шерифа» Виктор Гушан был заинтересован в политическом продвижении Вадима Красносельского, тем более что отношения между ним и Евгением Шевчуком не сложились, что, естественно, мешало его бизнесу. Экс-глава МВД был идеальной фигурой для замены Шевчука: хорошо известен в республике, не запятнан в коррупционных делах, имеет неплохие связи с Россией.

Продвижение Красносельского к вершинам приднестровской власти началось в прошлом году. От властной партии «Обновление» он избирается депутатом в верховный совет ПМР, через месяц становится его председателем, осенью этого года баллотируется в президенты республики.

В безоговорочной победе экс-министра нет ничего удивительного. Она закономерна. Прежний глава Приднестровья Евгений Шевчук не только рассорился с руководством «Шерифа» - это еще полбеды. Но он утратил доверие населения республики, пообещав четыре года назад добиться или независимости ПМР, или по крайней мере включения ее в состав России. Ни того, ни другого обещания он не выполнил. К тому же при Шевчуке резко упало благосостояние населения Приднестровья. В феврале 2014 года к власти на Украине пришло нынешнее руководство во главе с Петром Порошенко. Оно стало ограничивать вывоз и ввоз продукции в непризнанную республику. Президент Шевчук вынужден был в связи с этим на 30% урезать пенсии и зарплаты бюджетникам. Электорат этого ему не простил.

Собственно говоря, команда Красносельского (читай, «Шерифа») этот факт в предвыборный период и педалировала. Тем более что в ответ на административный ресурс президента Шевчука в распоряжении команды Красносельского был личный информационный ресурс господина Гушана - популярный в Приднестровье телеканал ТСВ.

Победа Вадима Красносельского тем не менее не означает, что для приднестровцев скоро настанут благостные времена. Да, у него действительно хорошие отношения с Россией, которая является настоящим донором для непризнанной республики. Он действительно будет президентом, которого станет всячески поддерживать «республикообразующий» холдинг «Шериф». Но обещанное им дальнейшее укрепление независимости Приднестровья, даже с опорой на еще более тесные связи с Россией, не всегда зависит от воли приднестровского лидера, оно завязано в более сложный общеевропейский и даже общемировой клубок политических отношений. Вполне возможно, что приход к власти Дональда Трампа, изменение нынешней не очень гибкой политики Евросоюза рано или поздно, но сыграют на руку новому главе Приднестровья и желаниям большинства населения непризнанной республики, его поддержавшей.

Как бы то ни было, но с победой Вадима Красносельского первым поздравил новый президент Молдавии Игорь Додон. При этом он высказал пожелание уже в ближайшие недели встретиться с ним в Тирасполе. Как известно, длинная дорога всегда начинается с первых шагов. Вполне возможно, что это предложение может стать началом превращения непризнанной республики в полноценный субъект международных отношений.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5854) от 19.12.2016.


Комментарии