Родриго Дутерте «зажигает»

Так называемые развивающиеся страны всегда выдвигали ярких харизматичных лидеров, активно выступающих на международной арене против американского диктата. По западным меркам - «плохих парней». В свое время таковым был коменданте Фидель Кастро, в начале нынешнего века полковник Уго Чавес, теперь вот, похоже, их место пытается занять президент Филиппин Родриго Роя Дутерте.

Родриго Дутерте «зажигает» |

Уверенно победивший на всеобщих выборах и пришедший к власти в стране всего полгода назад, уже немолодой 71-летний руководитель островного государства, расположенного в Юго-Восточной Азии, сумел за это время наговорить столько гадостей в адрес сильных мира сего, что впору издавать отдельную брошюру с его высказываниями.

Недавно он послал куда подальше руководство Евросоюза. Выступая на встрече с бизнесменами в городе Давао, где он семь раз переизбирался мэром, Дутерте дважды, сначала на родном языке, а затем, видимо, для европейцев, на английском, отправил их по известному адресу, причем подкрепив свои слова соответствующим жестом.

Еще раньше он назвал генсека ООН Пан Ги Муна дураком, потребовал, чтобы Папа Римский Франциск (заметим, что в более чем 100-миллионных Филиппинах почти 80% католиков) больше не приезжал в страну, поскольку из-за его вояжей образуются дорожные пробки, которые мешают жить людям.

Однако больше всего досталось от Дутерте США и лично Бараку Обаме. Американцам он заявил, что больше всего не желает, чтобы они относились к Филиппинам, как к «собаке на поводке», и он с нетерпением ждет момента, когда их базы уберутся вон из его страны. Ну а президента Соединенных Штатов обозвал «сукиным сыном». Правда, потом извинился, пояснив, что его неправильно поняли и перевели.

Заметим, что подобного хамства в адрес влиятельных мира сего никогда не позволяли себе ни Фидель Кастро, ни Уго Чавес.

Такого рода поведение Родриго Дутерте избрал сразу после того, как известные международные организации и лично Барак Обама высказали ряд критических замечаний по поводу жесткой антинаркотической политики, которую стал проводить новый филиппинский президент сразу после своего избрания. Он дал полномочия полиции без суда и следствия уничтожать всех наркоторговцев, включая мелких распространителей смертельного зелья.

Надо отметить, что наркотики уже давно стали настоящим бедствием для страны. Только по официальным данным, на островах имеются около трех миллионов наркозависимых. В бедных регионах (а таких на Филиппинах большинство) более трети населения употребляют дешевый наркотик «шабу». Сами власти считают, что такие цифры сильно занижены и данную статистику можно смело умножить на три, а то и больше.

Дутерте, будучи мэром Давао, пытался различными мерами побороть это зло. Он построил на городские деньги огромный и дорогой центр реабилитации наркозависимых, предоставил ежемесячное пособие 2 тысячи песо каждому, кто придет в центр и пообещает покончить с наркотиками. Но это не помогло. Тогда Дутерте прибегнул к жестким мерам даже не борьбы, а физического и внесудебного искоренения наркобизнеса. Уже в то время он открыто заявлял, что быстрые казни преступников остаются самым эффективным способом борьбы с наркоторговлей, за что получил от местных СМИ прозвище «каратель», а с трибуны ООН в докладе правозащитников его методы были объявлены как неприемлемые.

Тем не менее Давао постепенно превратился в самый «чистый» от наркоторговли мегаполис страны.

Похоже, что нынешние меры, принимаемые властями Филиппин, это попытка Дутерте распространить свой опыт на всю островную территорию, а его ругательства в адрес Запада - своеобразная попытка показать свою независимость и защитить право действовать без оглядки на старших товарищей из-за океана.

Правда, на прошлой неделе президент Филиппин перешел от пустых ругательств к реальным действиям. Он выбрал первой страной для своего посещения за пределами Юго-Восточной Азии Китай, с которым Филиппины долгое время были «на ножах» из-за спорной территории вокруг рифа Скарборо. Начал Дутерте свой визит в свойственной ему эпатажной манере - на местном телеканале заявил: «Мой дедушка был китайцем. Только Китай может нам помочь». А еще незадолго до своего визита в Пекин он припугнул Вашингтон, сказав, что, если критика со стороны США приведет к запрету их поставок оружия на Филиппины, он сможет легко купить все необходимое у Москвы и Пекина.

Заметим, что антиамериканизм был всегда центральной идеологией и движущей силой «плохих парней». Но, кроме этого, у них были еще и серьезные козыри. У Кубы и Фиделя Кастро это многосторонняя политическая и экономическая помощь со стороны СССР. У Венесуэлы и Уго Чавеса - авторитет среди латиноамериканских лидеров и нефтегазовые запасы страны. У того и другого была и своя идеология: на острове Свободы строили кубинский социализм, венесуэльцы - боливарийский.

Для проведения самостоятельной, без оглядки на Вашингтон, политики у Дутерте маловато ресурсов. Манила является третьей по объему получаемой военной помощи от США, у нее самый крупный товарооборот с Соединенными Штатами. Но, наверное, самое главное даже не это. А то, что, являясь на протяжении пяти десятилетий колонией США, филиппинцы тем не менее сохранили хорошее отношение к американцам.

Антиамериканизм же Дутерте можно объяснить предвыборной ситуацией в Соединенных Штатах, его стремлением набрать побольше очков для выстраивания последующих отношений с Вашингтоном уже после 8 ноября.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии