Польша расплетает Балтийскую косу

Польские власти намерены через заповедную зону Балтийской косы прорыть судоходный канал и таким образом соединить порт Эльблонг с морем. Это избавит следующие в данный порт суда от необходимости заходить в территориальные воды России, которой принадлежит северная часть косы. Польский сейм одобрил спорный проект ценой 220 млн долларов. Президент Анджей Дуда подписал недавно указ о начале строительства нового водного пути длиной около 1,5 км и глубиной до 5 м.

Польша расплетает Балтийскую косу | ФОТО Валерия МАНАЧИНА/ТАСС

ФОТО Валерия МАНАЧИНА/ТАСС

«Это чисто политическое решение. Если они его будут осуществлять, раскопают уникальное место. Взять и погубить экосистему - это и деньги большущие, и самим себе навредить», - считает Андрей Колесник, член Морской коллегии при правительстве РФ.

Сейчас судоходное движение в проливе регулируется международным соглашением, за проход одного судна платят символические 50 - 100 евро. Польские портовики не против. А вот работы по углублению дна могут уничтожить природный заповедник. Этот проект не только превратит косу в остров, но и сделает воду в пресном заливе соленой, что грозит гибелью леща, салаки и балтийского угря.

Польский журналист Томаш Оманьский убежден, что прямой выход в море планируют использовать в военных целях. «Речь может идти о низкотоннажных военных катерах, - говорит он. - Именно в Эльблонге должно находиться командование войск восточного фланга НАТО».

На польском участке косы уже готовятся к протестам. «Они вбухают огромные деньги в это из-за своей упертости и политической конъюнктуры, чтобы только все вопреки России. А мы будем это расхлебывать», - сказала корреспонденту телеканала «Россия-1» жительница города Крыница-Морска Паулина Гутовска. Канал предлагают выкопать в районе именно этого города - одного из самых популярных польских курортов. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов из разных стран. Местные жители опасаются, что строительство может погубить уникальные пляжи, заповедные сосны и высокие песчаные дюны.

«Экономики в этом проекте крайне мало, потому что есть другие польские порты совсем рядом с Эльблонгом, это Гдыня и Гданьск, - отметил в интервью радио Sputnik губернатор Калининградской области Антон Алиханов. - На наш взгляд, это исключительно политическая инициатива, а может быть, даже имеющая какой-то двойной, военный, геостратегический подтекст.

5 октября прошлого года в Ольштыне прошло 16-е заседание Российско-польского совета, в ходе которого мы поднимали этот вопрос и официально запрашивали необходимую информацию. Но, кроме информации о том, что польская сторона до 2022 года собирается этот канал построить, коллеги нам ничего не предоставили. Хотя существует несколько официальных международных документов, в том числе и в рамках организации HELCOM, Хельсинкской конвенции по защите Балтийского моря. Есть обязательства всех, кто подписывал эту конвенцию, относительно необходимости проведения консультаций, дополнительных уведомлений и согласования с организацией HELCOM. Таких согласований, уведомлений поляки не делали».

По словам главы региона, областные власти намерены обратиться в правительство РФ с просьбой вмешаться в ситуацию. Польский канал на Балтийской косе может нанести ущерб не только экологии Калининградского залива, но и экономике российского эксклава. «Вода у нас в заливе более пресная, там своя экосистема, мы довольно серьезно относимся к развитию активного прибрежного рыболовства. Оно субсидируется и получило у нас в последние годы серьезное развитие. И для наших рыбаков может стать нехорошим фактором, если соленость воды будет вдруг каким-то образом меняться. Мы можем здесь потерять и в экономике тоже», - поясняет Алиханов.

«Назло мамаше отморожу себе уши - эту польскую пословицу официальная Варшава в последнее время возвела в ранг государственной политики по отношению к России, - пишет специально для EADaily аналитик Александр Шторм. - Самая последняя идея из серии «что бы сделать назло России?» - это решение перекопать каналом полуостров, граничащий с Калининградской областью в непосредственной близости от Балтийска - главной базы Балтийского флота РФ».

Эксперт отмечает, что производственные мощности порта Эльблонг невелики: «Они не превышают миллиона тонн грузов в год, к тому же в последнее время тамошний порт и вовсе загружен не более чем на 20%: через Балтийск до Эльблонга добирается буквально несколько судов в год. Для сравнения: через порт в Калининграде ежегодно проходит порядка 12 млн тонн грузов, а через порт в Гданьске - около 24 млн тонн».

О канале как элементе противостояния с Россией (причем противостояния даже военного характера) говорят и польские политики. Министр морского хозяйства, к примеру, откровенно заявил о том, что «вопрос безопасности восточных границ Евросоюза и НАТО - это аргумент в пользу строительства канала». Он же после первых контактов с российской стороной на рабочем уровне не скрывает: «Россия будет протестовать против этой инвестиции по экологическим соображениям».

«Однако, как помпезно заявляют представители официальной Варшавы, никакие российские протесты не помешают реализации этой идеи польских властей, скорее наоборот - они сделают все, чтобы по крайней мере подразнить Россию этим каналом», - констатирует Шторм.

#Польша #Балтийская коса #канал

Комментарии