Нобелевский порыв Барака Обамы

Президент США хочет использовать последние несколько месяцев пребывания в должности, чтобы договориться с Россией о продолжении ядерного разоружения. Об этом свидетельствует публикация во влиятельной американской The Washington Post. Ссылаясь на высокопоставленные информированные источники в Белом доме, газета сообщает о нескольких якобы готовящихся инициативах уходящего президента – о грядущем историческом объявлении об отказе США применять ядерное оружие первыми, об инициации со своей стороны принятия резолюции Совета Безопасности ООН о запрещении ядерных испытаний. Отдельно затронута и российская тема. Обама как будто бы хочет предложить Москве продлить до 2026 года – то есть еще на пять лет в плюс к действующему сроку – действие договора СНВ-3.

Нобелевский порыв Барака Обамы  | ФОТО Grasko/shutterstock.com

ФОТО Grasko/shutterstock.com

Напомним, что так называемый Пражский договор СНВ-3 был подписан Бараком Обамой и тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым после переговоров в столице Чехии 8 апреля 2010 г. Акт вступил в силу 5 февраля 2011 г. Согласно ему, РФ и США обязывались сократить число ядерных боезарядов до 1550 единиц, а число межконтинентальных баллистических ракет – до 700 единиц. Начиная с 6 апреля 2011 года Москва и Вашингтон получали право проводить ежегодно по 18 инспекций своих военных складов, а также обмениваться информацией о численности ядерных арсеналов друг друга каждые полгода – 1 марта и 1 сентября. Договор рассчитан на десять лет с возможностью продления на пять лет. Это самое продление и намерен якобы предложить России Обама.

«Продлением договора СНВ-3 (разумеется, при условии согласия Кремля) Обама создал бы «задел» для своего преемника, кто бы таковым ни оказался – Хиллари Клинтон или Дональд Трамп, – отмечает политолог Олег Чувакин. – Если СНВ-3 пролонгируют до 2026 года, то президент-сменщик не сумеет за время правления даже в течение предусмотренных американской конституцией двух сроков переменить условия сотрудничества с Россией в области ядерных вооружений».

Как считает директор программы «Россия и ядерное нераспространение» ПИР-центра Андрей Баклицкий, в желании Обамы продлить договор еще на пять лет нет ничего сверхъестественного. По его словам, данное предложение соответствует как интересам США, так и интересам России. Для Вашингтона это «ядерное наследие» Обамы. Для России СНВ-3 в свою очередь ограничивает присутствие американских ядерных сил в Европе, что важно для отечественной безопасности.

«Кроме того, обе стороны также заинтересованы в данных по арсеналам, которые предоставляются по обмену и в ходе инспекций, – говорит эксперт. – До 2019 года Россия и США должны выполнить все требования договора, а потом начать переговоры о дальнейших совместных действиях по сокращению атомного оружия. Однако на процесс влияют российско-американские отношения, которые сегодня реально находятся на низком уровне». В связи с этим Баклицкий считает, что вероятность продления СНВ-3 в данное время мала.

«У российских военных специалистов есть разные мнения по поводу договора СНВ-3, прежде всего о количественных ограничениях, – подчеркивает военный эксперт главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. – Некоторые военные специалисты считают, что 700 носителей стратегических ядерных сил – это недостаточно для решения задачи гарантированного воспрепятствования агрессии в случае обмена ядерными ударами. Есть мнения, согласно которым минимальный порог должен составлять 1000 носителей. И поэтому, по мнению таких экспертов, для нас продление этого договора невыгодно».

«В целом ядерное разоружение скорее выгодно США как стране, которая обладает колоссальным преимуществом в иных видах вооружений, в обычных вооружениях, в ракетах с неядерным оснащением, – констатирует президент Института национальной стратегии, руководитель Экспертного совета при военно-промышленной комиссии правительства РФ Михаил Ремизов. – И для таких стран, как Россия и Китай, наличие ядерного оружия является фактором, отчасти уравновешивающим диспаритет в обычных вооружениях, в том числе в высокоточных».

По словам Мураховского, продление договора СНВ-3 может быть невыгодно России еще и по той причине, что остальные ядерные державы – Китай, Великобритания, Франция, Индия и Пакистан – не ограничены никакими договорами.

Член общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что Кремль пойдет на продление договора лишь в случае выполнения Вашингтоном ряда требований, в том числе отказа от развертывания систем ПРО вблизи границ России. «Переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Москва будет вести при выполнении трех важнейших пунктов. Первый пункт: полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе – при переговорах необходим суммарный зачет ядерных потенциалов США, Великобритании и Франции с одной стороны, и РФ – с другой. Третий пункт – американцы должны подписать юридически обязывающее соглашение об ограничении развертывания своих систем ПРО, влияющих на мировой стратегический баланс», – говорит Коротченко.

У экспертов создается впечатление, что Барак Обама под занавес своей политической карьеры вознамерился подтвердить статус нобелевского миротворца. Но в силу вышеизложенных обстоятельств этот его порыв, скорее всего, реализовать не удастся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5774) от 26.08.2016.


Комментарии