Источник духовной силы

Прошло более двух десятилетий с тех пор, как после распада СССР Россия встала перед выбором нового образа своего существования и путей развития. Споры об этих путях не утихают и по сей день, и одним из важнейших является вопрос национальной идентичности. Должна ли новая Россия строить свою жизнь «с чистого листа» или она является преемницей исторической традиции, уходящей в глубину веков?

Источник духовной силы | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ответ на это дал сам наш народ. Живой, неподдельный интерес общества к отечественной истории, культуре, обычаям показал, что россияне чувствуют свою органическую связь с наследием предков, ощущают себя наследниками Великой Руси. И эта система ценностей неотделима от русского православия.

Креститель Руси – святой равноапостольный князь Владимир принял веру, благодаря которой мы восприняли христианскую систему нравственных ценностей. С этого великого события началось интенсивное культурное и духовное развитие нашей страны, а из разрозненных славянских племен возникло могучее государство. Владимир исповедовал принципы единства и преемственности поколений, на которых и сегодня держится наше общество.

Православное христианство оказало огромное влияние на характер нашего народа. В то же время русская национальная самобытность создала собственную глубокую и оригинальную духовную традицию. Недаром современный философ Арнольд Тойнби выделял православную Русь как особый цивилизационный тип. Главными чертами этой традиции стали соборность и единение, вера во всеобщее равенство перед Богом, милосердие и терпимость, готовность ставить общие интересы выше личных, самоотверженность и бесконечная надежда на построение лучшего, справедливого общества на нашей земле.

Эти вера и надежда помогали русскому народу пройти через самые суровые невзгоды монголо-татарского ига, иноземных вторжений, смут, государственных потрясений. «Если народ наш мог вынести все это и сохранить свою душевную силу, то это лишь потому, что он имел источник духовной силы в своей вере и в идеалах христианского подвижничества, составляющего основу его национального здоровья и жизненности», – писал замечательный православный мыслитель о. Сергий Булгаков.

И нельзя забывать, что одно из самых тяжелейших испытаний Россия перенесла в начале XX века, когда старинные устои подверглись наступлению идеологии воинствующего атеизма. Раскол общества, гонения на верующих и священнослужителей, кровопролитная Гражданская война, массовые политические репрессии едва не обескровили и не погубили нашу страну. Это было страшным уроком для российского народа. И потому в страшные годы фашистского нашествия Православная церковь пережила настоящее возрождение.

Сегодня, в современной России, Русская православная церковь играет огромную объединяющую и созидательную роль. Пастырскому слову внимают те, кто принимает самые судьбоносные для нашего государства решения.

Но, как уже было сказано, споры о роли православия в жизни страны продолжаются. Один из основных аргументов наших так называемых западников звучит так: церковь в России отделена от государства, а потому ее служители и даже прихожане не должны оценивать общественную и политическую жизнь как православные, не должны даже высказывать свое мнение о системе ценностей народа, о воспитании и образовании новых поколений. Но это фактически явилось бы ущемлением прав огромной части наших сограждан. Бесспорное право на выражение своего мнения и участие в политической жизни имеют политические партии и объединения, многие из которых не насчитывают даже тысячи человек. Так как же можно в демократическом обществе игнорировать голос церкви, объединяющей миллионы россиян?

Сохранились и отголоски старого, поверхностного, атеизма, столь модного на рубеже XIX – XX веков. Его сторонники считают «навязыванием догм» и «религиозным порабощением» любое слово о православной вере. А особое возмущение у них вызывает включение в образовательную программу курса основ православной культуры. Но мы помним уроки прошлого и знаем, куда ведет путь пресловутого «освобождения от старых догм». Слишком часто те, кто отвергает мудрость предков, попадают в зависимость от лжеучителей, демагогов, творцов бесчеловечных идеологий и основателей тоталитарных сект. И это тоже следствие отказа от корней, от великого духовного наследия. Возрождая нашу страну, приумножая ее силы, ее возможности, мы должны идти по пути великих людей, заложивших саму основу российской государственности. «Наша народная нравственная стихия – это православие, смысл которой – единение людей между собою на почве взаимного служения, единение не механическое, не в учреждениях и власти, а любовное единение в духе», – писал Федор Достоевский.

Без православной традиции как сможем мы понять подвиг святого благоверного князя Александра Невского – правителя, воина, героя, защитника веры? Будучи политиком, полководцем, Александр Невский стал святым, собравшим в себя все лучшее, что олицетворяет спасителя и устроителя России!

Невозможно вычеркнуть из истории Куликовской битвы святого преподобного Сергия Радонежского. И история Петербурга не полна без духовных подвигов святого праведного Иоанна Кронштадтского, святого преподобного Серафима Вырицкого, святой блаженной Ксении. Их помыслы и поступки, пример и учение – неотъемлемая часть души нашего народа. Народа, для которого слова «мы – православные» всегда звучали как завет любви к ближнему и служения своему Отечеству, веры в великую историческую миссию России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5720) от 10.06.2016.


Комментарии