Импичмент по-бразильски

12 мая федеральный сенат (верхняя палата парламента) Бразилии 55 голосами против 22 поддержал продолжение процедуры импичмента Дилме Руссефф. Это привело к тому, что она была временно – на 180 дней – отстранена от должности главы государства, а к исполнению ее обязанностей приступил вице-президент Мишел Темер, который оперативно сформировал новое правительство страны.

Импичмент по-бразильски |

75-летний вице-президент Мишел Темер в нынешней ситуации выглядит ставленником тех сил, которые подготовили и реализовали импичмент. «Вице-президент – очень скрытный персонаж, – говорит журналист бразильского телеканала R7 Фабио Червоне. – Он в политике очень давно и связан с чередой коррупционных скандалов. Поскольку он помог оппозиции сместить Руссефф, скорее всего, в ближайшее время он будет поддерживать инициативы своих новых союзников».

Темер начал карьеру еще во время режима военной диктатуры, пережил все политические потрясения, войдя в конце концов в руководство Партии бразильского демократического движения (ПБДД). Она не обладает четкой политической программой и отвечает интересам средних и высших классов бразильского общества, большинство из которых либо умеренные либералы, либо правые консерваторы.

В качестве одного из лидеров ПБДД Темер, профессиональный юрист, лавировал между интересами своих союзников и противников. Это умение ему особенно пригодилось в конце 2000-х, когда он был впервые избран спикером нижней палаты парламента страны. Он переизбирался на этот пост дважды. В 2007 году ПБДД вошла в союз с Рабочей партией Бразилии, которая переживала пик популярности, а еще через четыре года Темер был назначен вице-президентом. Тем не менее это не помешало ПБДД разорвать коалицию с партией Руссефф в 2016-м, когда под ней стало шататься президентское кресло.

Руссефф обвиняют в использовании государственных денег, предназначенных для развития бразильских регионов, для наполнения федерального бюджета Бразилии. Кроме того, президент столкнулась с обвинениями в коррупции. Противники президента утверждают, что, когда Руссефф возглавляла совет директоров государственного нефтяного концерна Petrobras в конце 2000-х годов, оттуда было незаконно выведено не менее $2 млрд.

По мнению Червоне, импичмент Руссефф выгоден тем, чьи интересы она задела больше всего, – то есть правой оппозиции и финансовым элитам страны. «Это высшие слои Сан-Паулу, бразильский Уолл-стрит. До прихода к власти социалистов законодательство страны полностью благоприятствовало финансовым махинациям крупных корпораций. Размер процентной ставки достигал 25%, богатые бразильцы ездили отдыхать в Майами каждые выходные, – рассказал тележурналист. – При Руссефф все это закончилось, и теперь оппозиция хочет отомстить».

«Кризис в Бразилии начал назревать достаточно давно, – отмечает профессор МГИМО, доктор исторических наук, эксперт по Южной Америке Людмила Окунева. – Фактически сразу же после президентских выборов 2014 года складывается тяжелая ситуация, прежде всего в экономике, но также и на политическом пространстве. На протяжении всего 2015 года кризис углублялся, и с начала этого года процесс вступил в окончательную стадию».

Бразилия страдает от последствий политики, которую на втором сроке проводил предыдущий президент страны Луис Инасиу Лула да Силва, считает профессор права Университета Сан-Паулу Камила Дуран: «Это был худший период в его правлении, но тогда страна еще могла позволить себе расти вопреки из рук вон плохому управлению». Социальные программы, которые инициировал предыдущий президент, эксперт без всякого преувеличения называет «чудесными»: за 20 лет, с середины 1990-х годов, из нищеты удалось вытащить 40 млн человек, каждого пятого бразильца. Но результаты финансовой и инвестиционной политики оказались при этом провальными.

Руссефф на первом сроке продолжала экономическую политику предшественника, оставив на посту министра финансов Гвидо Мантегу, но с началом обвала экономики и рейтингов резко взяла вправо, выбрав курс жесткой бюджетной экономии. «Усадив в кресло министра финансов «чикагского мальчика» (новый глава минфина Хоаким Леви получил ученую степень в Университете Чикаго), Руссефф разочаровала своих сторонников, – объясняет доцент Университета Сан-Паулу Линкольн Секку. – Сократив социальные выплаты, подняв налоги и повысив ключевую ставку до 14,25%, она потеряла поддержку Рабочей партии, однако не приобрела ее у консервативного конгресса».

«Низкое качество налоговой политики, использование так называемого фискального педалирования – практики заимствований у коммерческих банков для финансирования бюджетного дефицита – очень распространены в Бразилии как на уровне штатов, так и в федеральном правительстве, – свидетельствует Камила Дуран. – Но Дилма серьезно расширила ее в 2014 – 2015 годах, в том числе чтобы обеспечить себе переизбрание».

По разным оценкам, экономический кризис в Бразилии может оказаться самым масштабным как минимум за последние 80 лет. Инфляция в стране на конец прошлого года превышала 10,6%, что является максимальным показателем за 12 лет. В апреле в годовом выражении она составила почти 9,3%, превысив самые пессимистичные прогнозы опрошенных Bloomberg экономистов. Курс бразильского реала к доллару США за прошлый год снизился на треть, а бюджетный дефицит за три последних года вырос с 3% до рекордных 10,3% ВВП. Государственный долг Бразилии в прошлом году составил 66,2% от ВВП против 57,2% в 2014-м и 51,7% в 2013 году.

«Президенту был вменен целый ряд обвинений в нарушении бюджетно-финансовой дисциплины. По бразильской конституции, это является преступлением в сфере управления экономикой и финансами, санкция за которое – отрешение главы государства от должности, импичмент», – поясняет профессор МГИМО Людмила Окунева.

По ее словам, сторонники Руссефф во многом драматизируют складывающуюся ситуацию. «Они утверждают, что на реформах будет поставлен крест. Это, наверное, не совсем так. Совершенно точно, социальные программы не будут уничтожены, но то, что они будут заторможены или будут осуществляться в более скромных масштабах, – это факт», – полагает специалист. При этом она подчеркивает, что переход власти в Бразилии проходит достаточно гладко. «Импичмент осуществляется в атмосфере крайней политизации и острой борьбы, но по форме здесь нет переворота – такого, как обычно в Латинской Америке – с бунтом военных, танками на улицах и смещением гражданского правительства. Здесь все происходит в конституционных рамках», – заключает эксперт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 084 (5701) от 16.05.2016.


Комментарии