Зона вместо рая

21 и 29 ноября выездная коллегия судей Московского окружного военного суда провозгласила два очередных приговора в отношении членов питерской региональной структуры запрещенной в России организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», в дальнейшем просто «ХТ»). Уничтожение этого «ядовитого сорняка» у сотрудников ФСБ во взаимодействии с Центром «Э» ГУ МВД заняло несколько лет. Внимательные читатели «Санкт-Петербургских ведомостей», возможно, вспомнят повествовавшие об этом статьи «Халифат построить не успели» (1.04.2016 г.) и «Конец ячейки» (13.09.2016 г.). Сегодня, накануне Дня работника органов безопасности РФ, можно подвести некоторые итоги.

Зона вместо рая | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Впервые как более-менее значимая сила «ХТ» заявила о себе на невских берегах в 2012 году. Верховный суд РФ официально признал ее террористической организацией еще в 2003-м, но лишь 2 ноября 2013 года в Уголовном кодексе появилась отдельная статья 205.5, предусматривающая наказание за создание такой организации и участие в ней. А уже 7 ноября 2013-го в УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было возбуждено уголовное дело по этой статье в связи с деятельностью «ХТ». В июне 2014-го были задержаны первые шесть человек, в апреле 2015-го - два, в июне 2015-го - один, в ноябре 2016-го - шестеро. Из всех задержанных девять человек уже осуждены.

Фактические руководители питерской ячейки Сергей Яблоков и Роман Иванов признали свою вину, заключили со следствием досудебные соглашения и, будучи судимы в особом порядке, получили, соответственно, 12 лет и 6 месяцев и 13 лет колонии строгого режима. Теперь дошла очередь и до тех, кто «поднял упавшее знамя». Ими стали Иса Рагимов и Дмитрий Михайлов.

Рагимов - уроженец Дагестана. В 1997 году окончил там факультет физкультуры Университета народов Кавказа. Потом переехал в Петербург и стал тренировать детей в спортивно-культурном центре «Фрунзенский». Говорят, был неплохим тренером. Женился на русской, которая вскоре стала мусульманкой. Сам он был правоверным, но отнюдь не фанатичным. До тех пор пока не познакомился в соборной мечети с одним из функционеров питерской ячейки «ХТ» Каримом Ибрагимовым (как мы уже сообщали, сейчас он отбывает 17-летний срок в колонии строгого режима).

Тот действовал по хорошо отработанному алгоритму. Сначала душевные беседы «за жизнь», разговоры о «правильном исламе». Потом - приглашение на специальные занятия, где неофитам описывали райские кущи в виде «всемирного халифата». Ну а уж на следующем этапе рассказывали, как его построить. Речь шла, по сути, о свержении законной власти и установлении нового государственного строя.

До прямых призывов к терактам, правда, дело не доходило, но фактически вся идеологическая работа подводила именно к ним. Не случайно многие члены «ХТ» отправлялись на Ближний Восток, где вливались в ряды ИГИЛ (организации, запрещенной в России).

Рагимов оказался хорошим учеником и к тому времени, когда с ним познакомились чекисты, вовсю уже сам проповедовал идеи «чистого ислама». Так же, как и его собрат по вере новоиспеченный мусульманин Дмитрий Михайлов.

Как и Иванов, тот был родом из псковской глубинки - города Острова. До своего перехода в новую веру вел жизнь далеко не праведную - злоупотреблял алкоголем, вступал в мелкие конфликты с законом, перебивался случайными заработками. Иванов принял активное участие в его судьбе, наставил земляка на путь истинный. Тот воспринял Коран как путь к спасению, и жизнь его действительно стала налаживаться. Он переехал в Петербург, бросил пить, устроился работать на стройку.

Иванов снабдил его соответствующей литературой (в том числе книгами родоначальника «ХТ» шейха Такы ад-дин ан-Набхани «Система ислама» и «Партийное сплочение», которые входят в федеральный список экстремистских материалов), и вчерашний бездельник стал проповедником «единственно верного учения». Руководил одним из структурных подразделений питерской ячейки, лично изготавливал и распространял пропагандистскую литературу, собирал членские взносы для нужд организации: закупки средств связи и оборудования для копирования, обеспечения работы медиацентра и т. д.

В числе мероприятий, проводимых активистами «ХТ», были «выезды на природу» (которые, конечно же, совмещались с «нужными» разговорами), просмотры фильмов о гонениях на мусульман, многочисленные конференции, одиночные пикеты с пропагандистскими плакатами и видеосъемкой, которая потом обязательно выкладывалась в Сеть.

После того как в июне 2014-го Иванов и Яблоков были задержаны, организация на некоторое время ушла в подполье, а потом возобновила работу уже под руководством Михайлова с Рагимовым в роли его правой руки.

В полном соответствии с правилами жизни, установленными в «ХТ», они продолжали поддерживать строгую дисциплину в рядах своей ячейки. Тотальный контроль, фанатичная преданность лидерам и их идеям, готовность в любой момент вступить в борьбу с «неверными». При этом поддерживалась постоянная связь с вышестоящим московским руководством, которому регулярно поступали подробные отчеты о деятельности ячейки. То, что «ХТ» на словах отделяла себя от ИГИЛ, представляясь некоей «мусульманской элитой», на самом деле ничего не значило - для того чтобы эти люди взяли в руки оружие, достаточно было одного приказа «сверху»...

Опасность «ХТ» более чем реальна. Есть все основания полагать, что именно при ее непосредственном участии произошла череда революций в странах арабского мира. Правда, там этих людей называли «братьями мусульманами». Отнюдь не только «словом Аллаха», но в полном смысле «огнем и мечом» они пытались создать в реальности тот мифический мир, который в виде жесткой картины сидел в их одурманенных мозгах. Там до последней детали расписано все - государственное устройство, мораль, система ценностей в обществе. В чистом виде это, к счастью, пока нигде воспроизвести не удалось - попытки переустройства мира по схеме «великого шейха» привели лишь к войнам, разрушению национальных экономик и чудовищным жертвам.

Зато, надо отдать ей должное, «ХТ» преуспела в одном - информационной войне. С использованием всех возможностей социальных сетей на мир изливаются тонны мутной лжи и разнообразных мифов. Искусно сплетенное из передернутых и произвольно истолкованных фраз Корана «учение» апеллирует к традиционным ценностям, чести и морали мусульманина, его долгу перед Аллахом. Эти же аргументы используются и при непосредственной вербовке сторонников. Причем таковая, как правило, идет среди малообразованной части мусульман. Люди, мало-мальски искушенные в истинной сути мусульманского учения, новоявленных «спасителей веры» легко ловят на подтасовках и демагогии, расценивая их призывы как явную провокацию.

В этом смысле становится понятен феномен «русских мусульман». Эти люди с молоком матери впитали совсем другую веру (а то и не впитали вовсе никакой), и работу с ними можно начинать буквально с чистого листа. По Сети гуляет пропагандистский ролик, где вышеупомянутый Ибрагимов весьма цинично объясняет, какие именно черты русского народа обуславливают его идеологическую уязвимость. Русские, уверяет он, не имеют единой идеологии, они разобщены. У них нет единых мыслей и чувств, обеспечивающих обществу монолитность. На этот народ легко повлиять, его можно без труда направить в нужную сторону. Доказательство - беспрепятственное распространение в его среде различных верований, вплоть до самых экзотических и эзотерических.

Русские, признает Ибрагимов, открыты, наивны и добродушны, готовы всегда прийти на помощь. Они часто становятся жертвами мошенников, при этом не извлекая для себя никакого урока. Все это делает русских благодатным материалом для выковывания из них настоящих бойцов за «истинную веру».

Надо признать, что данная концепция работает весьма успешно. Иванов, Яблоков, Михайлов... - чекисты говорят, что этот список далеко не исчерпывающий и постоянно пополняется. Как выяснилось, к примеру, весьма мощная ячейка «ХТ» работает в Крыму. Оказывается, на Украине эта организация, запрещенная в 29 странах мира, функционирует вполне легально. После возвращения Крыма в состав России ее членам предложили покинуть территорию полуострова. Большая их часть так и сделали, но около 300 человек еще остались. И по-прежнему бредят созданием «всемирного халифата».

...Пропагандистский ролик 2011 года. Пожар на Ближнем Востоке только начинает разгораться. В кадре - бойцы под черными флагами ислама и с автоматами в руках. Это не члены «ХТ», но они, не стесняясь, выражают ей благодарность.

Нужны ли еще какие-то аргументы, доказывающие актуальность темы? И стоит ли удивляться, что статья 205.5 УК РФ, предполагавшая от 5 до 10 лет лишения свободы, недавно ужесточена - теперь ее санкция составляет от 10 до 20 лет. Причем наказание не может быть назначено ниже минимального, а осужденный не может быть освобожден условно-досрочно либо попасть под амнистию.

В соответствии с приговором суда, Рагимов получил 12, а Михайлов 16 лет строгого режима. Последние ядовитые ростки «ХТ» на берегах Невы уничтожены. Но чекисты не расслабляются. Один из постулатов этой структуры: на месте поверженных бойцов обязательно появляются новые. И где-то в недрах огромного города, возможно, кто-то уже открывает для себя «божественные истины» неистового шейха.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5854) от 19.12.2016.


Комментарии