Железная Дилма

66-летняя Дилма Руссефф, ставшая четыре года назад первой женщиной-президентом в истории Бразилии, вновь подтвердила свое право руководить самой крупной латиноамериканской страной. В последнее воскресенье октября во втором туре она победила своего оппонента, бывшего сенатора, а ныне представителя правых сил и бизнесмена Аэсио Невиша.

Железная Дилма | ФОТО сайта: http://www.people.ru

ФОТО сайта: http://www.people.ru

Нынешние выборы, по утверждению аналитиков, были самыми напряженными в современной истории страны. В первом туре Руссефф, представляющая левую Партию трудящихся, также набрала больше всех голосов — 41,6%, Невиш, ставленник правой Социал-демократической партии, получил 33,5%. Поскольку третье место досталось также представительнице левых сил от Социалистической партии Марине Сильва, набравшей более 21%, многие в стране посчитали, что итог второго тура предрешен: лидеры левых, по идее, должны были объединить свои голоса и выступить против Невиша.

Однако произошло неожиданное — Сильва призвала своих сторонников отдать голоса оппозиционеру и представителю политической элиты страны Невишу.

Впрочем, удар в спину оказался несмертельным. Железная Дилма, как ее называют в Бразилии, проведя предвыборную кампанию очень энергично и напористо, получила во втором туре свыше 51% голосов избирателей и будет еще четыре года стоять у руля страны.

Жизненный путь бразильской пассионарии достоин сценария самого жгучего латиноамериканского сериала. Она родилась в Белу-Оризонте, столице восточного штата страны Минас-Жерайс, в семье болгарского адвоката Петара Русева и бразильской учительницы Дилмы Силва. Ее отец был достаточно известным деятелем болгарской компартии, иммигрировавшим в 1930-х годах в Бразилию. Здесь он стал Педро Руссефф, познакомился с дочерью местного преуспевающего скотовода и вскоре женился на ней. Дилма была последним, третьим, ребенком в семье.

В 1965 году юная Дилма поступила в Центральную высшую школу, которая в условиях военной диктатуры считалась очагом свободомыслия. Видимо, унаследовав папины гены и надышавшись воздухом свободы учебного заведения, будущий бразильский президент превратилась в бескомпромиссного борца с генеральской диктатурой. В это время на ее боевом счету поставка оружия для свержения режима, подполье, участие в ограблениях банков, трехлетнее заключение в тюремных застенках.

Правда, после выхода из тюрьмы она оставляет активную революционную деятельность, выходит замуж за своего соратника, становится матерью и даже получает высшее экономическое образование.

В 1980-е годы семья переезжает в штат Рио-Гранде, и там начинается ее государственно-политическая карьера. Дилма вступает в левую Партию трудящихся, удачно проявляет себя в качестве менеджера, получает пост министра энергетики штата.

Именно благодаря своей успешной деятельности на посту министра в 2003 году она знакомится с победившим тогда левым президентом Лулой да Сильвой и получает предложение стать министром энергетики в его правительстве. Еще через два года президент делает Дилму своей правой рукой, назначив Руссефф главой своей администрации.

В 2010 году Руссефф идет в первый раз на президентские выборы и побеждает во втором туре. Тогда ей в определенной степени повезло. Дело в том, что Лула да Сильва завершал тогда свой второй президентский срок с рекордно высокой среди населения 80-процентной популярностью. Баллотироваться еще раз ему не позволяла конституция. В этой ситуации было очень важно, какого человека он выдвинет в свои преемники. Лула принял нестандартное решение — он остановил свой выбор на женщине, мало известной в широких бразильских кругах, не имеющей опыта публичной политической борьбы, главе своей администрации.

И Руссефф не подкачала, в предвыборной борьбе она сделала все, что может сделать женщина, идущая во власть. Дилма похудела, сменила огромные очки на линзы, сделала модную стрижку, да и вообще в речах и на публике стала вести себя естественно, более открыто и раскованно. В этот же период она сумела победить страшную болезнь — лимфому, рак лимфотических тканей, пройдя все известные стадии лечения, в том числе и химиотерапию.

Справедливости ради надо сказать, что четыре года назад Дилма победила все-таки во многом благодаря авторитету Лулы. Однако нынешняя победа это полностью личная заслуга Руссефф — большинство населения поддержали ее социально ориентированную внутреннюю политику и независимую внешнюю.

Благодаря «левацкой», как считают ее оппоненты (и прежде всего Аэсио Невиш), политике Дилме удалось заручиться безоговорочной поддержкой беднейших жителей Бразилии. Пятьдесят миллионов обитателей фавел выживают во многом за счет социальных программ Партии трудящихся и дружно голосуют за своего президента.

В более богатых кварталах городов, где в основном проживает средний класс, избиратели недовольны 12-летним правлением левых и обвиняют их в том, что те загнали экономику страны в стагнацию.

Отчасти они правы. Нынешний экономический кризис Бразилия пережила тяжелее, чем ее соседи Чили, Колумбия или Перу. Но тем не менее, хотя рост ВВП в этих странах составляет 5%, гораздо более мощная экономика Бразилии стабильно демонстрирует трехпроцентный рост. И это притом что на период правления Руссефф пришелся очень затратный чемпионат мира по футболу, который к тому же сопровождался массовыми акциями протеста и беспорядками внутри страны.

Заметим, что у бразильского президента очень хорошие отношения с Владимиром Путиным, и она является последовательной сторонницей развития БРИКС.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5335) от 07.11.2014.


Комментарии