2Vtzqv4Hz9U

Замдекана, наследница шейхов

История семьи Асель Рашидовой - дагестанки, заместителя декана юридического факультета, доцента кафедры гражданского права Российского государственного педагогического университета имени Герцена - уходит корнями в глубокую древность. Род ее отца насчитывает около 30 колен. Его славная история записана по-арабски в старинном документе, передающемся из поколения в поколение по мужской линии.

Замдекана, наследница шейхов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Это был род шейхов, то есть представителей высшего мусульманского духовенства, ученых-богословов, знатоков исламских правовых норм, - поясняет Асель.

В родословной ее матери чуть меньше задокументированных «ветвей», но все же и здесь глубина знания предков исчисляется несколькими веками и восходит к шамхальской ветви по мужской линии и к представителям советской элиты - по женской. Дед Асели Рашидовой был председателем Севкавсовпрофа, наркомом и членом ЦИК Дагестана, бабушка училась в группе горянок у Крупской в Москве.

- Предрасположенность к научной и образовательной деятельности сохранилась до наших дней: мой отец - ученый-физик, мама - филолог, оба работники вузов, а дедушка более четверти века руководил школой, - рассказывает Рашидова.

Старшие представители обоих родов были репрессированы. Асель трепетно относится к истории своей семьи и бережно хранит память о прабабушках и прадедушках.

В Дагестане живут представители более ста народностей, говорящих на разных языках и диалектах. Древние высокогорные села были изолированы друг от друга - отсюда и языковое многообразие. Асель Рашидова представляет в своем лице сразу четыре северокавказских этноса: чеченский, лакский, лезгинский и кабардинский.

- Хотя мы живем в XXI веке, у нас до сих пор существует некоторое негласное неодобрение со стороны семьи, когда молодые женятся или выходят замуж за представителя не своей национальности. Но мои родители решились, и их роды смирились. И хотя в целом у дагестанцев нет глубоких различий (все мусульмане) - традиции разных народов все же отличаются. К примеру, брачные обряды. У чеченцев жених вообще не должен видеть перед свадьбой родителей невесты, он не должен появляться у нее в доме, а у других национальностей (тех же лакцев, к примеру) такое игнорирование сочтут за оскорбление.

Любимица в семье, красавица и пожизненная отличница (медалистка, краснодипломница), Асель родилась и выросла в Махачкале. Там же окончила дагестанский университет, причем дважды: по специальностям «Управление экономикой» и «Юриспруденция». Там же вышла замуж. Традиционно, по-дагестански. С женихом, дальним родственником из рода ее отца, до сватовства она была едва-едва знакома, к тому же ему пришлось несколько лет ждать, пока невеста повзрослеет и выучится.

По словам Асель, дагестанская свадьба - событие грандиозное.

- Пятьсот гостей - это едва ли не скромное торжество. На свадьбе невесты их поменьше, у женихов бывает гораздо больше приглашенных.

- Как это: одно бракосочетание и две разные свадьбы?

- Именно. Когда меня отдавали замуж, у нас было около 300 гостей. Это был праздник семьи - что-то вроде проводов. После этого меня в сопровождении делегации родственников с той и другой стороны привезли к жениху. Свадьба жениха поразила размахом: продолжалась три дня и народу было не меньше тысячи!

С университетской скамьи Асель мечтала об аспирантуре, но обстоятельства... В том, что дагестанка с двумя высшими образованиями на родине не работала, а сидела дома, нет ничего удивительного: во-первых, в республике женщине непросто найти место экономиста или юриста, во-вторых, быть домохозяйкой - в традициях семьи мужа.

Кстати, именно он увез Асель с маленькой дочкой в Петербург: в большом городе ему виделись большие возможности для предпринимательства.

- Я очень не хотела сюда ехать, - признается она. - Город огромный, далекий, непонятный, у меня здесь ни знакомых, ни родственников... Но он меня по-настоящему пленил с первого дня. Я полюбила его искренне и глубоко, и, мне кажется, Петербург тоже меня принял и полюбил.

Из 11 лет, что Асель живет здесь, 10 она работает в педагогическом университете им. Герцена. Начинала инженером кафедры гражданского права, через год стала преподавателем, еще через год - заместителем декана юридического факультета.

Кстати, в Петербурге Асель продолжила учиться. Ее третье образование - педагогическое. В герценовском университете окончила (и опять-таки с красным дипломом) магистратуру по программе «Правозащитная деятельность в образовательной сфере».

Тогда же она познакомилась с ребятами из Петербургской общественной организации содействия развитию профессионального и творческого потенциала молодежи «Содружество молодежи Дагестана».

- Хотя я была и постарше большинства из них, легко влилась в эту компанию, - вспоминает Асель. - С интересом включалась в их дела - конференции, праздники, фестивали, лектории, спортивные соревнования, благотворительные акции, волонтерство (дагестанское «Содружество» одно из самых активных национально-культурных объединений в Петербурге. - Прим. ред.). А в феврале нынешнего года меня избрали председателем организации.

Дочери в этом году исполнится шестнадцать лет. Она - солистка дагестанского танцевального ансамбля «Дружба». Маме хочется, чтобы после окончания школы дочка пошла в науку, оставив лезгинку в качестве хобби, но Лаура мечтает о карьере хореографа.

Асель уверена, что отношения между людьми не определяются национальным фактором:

- Есть люди хорошие и плохие, близкие тебе по духу или нет, независимо от национальной принадлежности. Ученые-социологи признают объединенный этнос «дагестанцы». На мой взгляд, также можно выделить и этническую группу «петербуржцев», ведь по характеру, менталитету и культуре они отличаются от других россиян: интеллигентные, сдержанные, несуетные, возвышенные и глубокие... Конечно, многое в становлении личности любого молодого человека зависит от воспитания в семье, традиций, особенностей ближайшего окружения (из-за чего, собственно, у нашей молодежи и возникают нередко проблемы на улицах Петербурга). Но я могу с уверенностью сказать о дагестанских ребятах: они, конечно, разные, порой горячие, ершистые, но твердые и целеустремленные, непримиримые ко лжи и непорядочности, надежные и отзывчивые. И если, приехав в северную столицу, они сразу могут не понять, как им себя вести, то через год-другой приобщаются к культуре великого города и становятся похожими на его жителей. Становятся петербуржцами.

#заместитель декана #Рашидова #дагестанка

Комментарии