Таблетка по страховке

Как показывают различные социологические исследования, две трети пациентов поликлиник отказываются от прописываемых лекарств из-за их дороговизны. Аптечные ценники вводят людей, особенно пожилых и малообеспеченных, в состояние шока. Результат: в стране плохо обстоят дела не только с диагностикой, но и с лечением заболеваний на ранней стадии. А значит, растут число людей с тяжелыми недугами и уровень смертности. Вот почему Минздрав планирует в конце марта представить новый законопроект о лекарственном страховании, который предполагает, что назначаемые врачом препараты включат в программу ОМС.

Таблетка по страховке | ФОТО sience photo/shutterstock.com

ФОТО sience photo/shutterstock.com

Напомним, что тема лекарственного страхования обсуждается в нашей стране уже не первый год: ежегодный рост цен на медикаменты и низкая платежеспособность населения приводят к тому, что многие предпочитают лечиться самостоятельно, попадая на прием к специалисту, когда уже совсем прижмет.

Как следствие, выше экономическая нагрузка на лечение осложнений и ниже продолжительность жизни по сравнению с развитыми странами, в которых лекарственное страхование работает не один год, – такова оценка генерального директора компании IPSEN в России Марины Велдановой.

По словам главы Союза профессиональных фарморганизаций Геннадия Ширшова, большинство европейских стран при амбулаторном лечении покрывают расходы на лекарства, назначенные врачом, всему населению. Где-то, например во Франции, величина доплаты пациентом зависит от заболевания и составляет от 0 до 65%. Где-то, например в Англии, доплата фиксированная: сколько бы ни стоил препарат, пациент доплачивает за него примерно 6 фунтов. Но при этом пенсионеры, дети, семьи с детьми, люди с относительно невысокими доходами от доплаты освобождены. Таких, по оценкам экспертов, в Англии 80%.

И, как считает исполнительный директор AIPM Владимир Шипков, переход на лекарственное страхование позволит существенно повысить показатели продолжительности жизни населения и поднять уровень национального здравоохранения в целом.

Кстати, пилотные проекты по лекарственному страхованию были внедрены в ряде регионов еще несколько лет назад. Первой ласточкой стала Кировская область, где с 2013 года запустили программу страхования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правда, здесь «лекарственным страхованием» назвали систему сооплаты, при которой 90% расходов взял на себя областной бюджет. Организационную схему использовали ту же, что при обеспечении льготников: лекарства выписывали врачи, а пациенты получали их по рецептам в аптеке, доплачивая лишь 10%.

Результаты первых двух лет работы проекта превзошли ожидания: в муниципалитетах, участвующих в проекте, на 25% снизилась потребность в вызовах «скорой помощи» и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность сократился на 22%, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 21%. При этом полученный экономический эффект – 90,5 миллиона рублей – в три раза превысил затраты областного бюджета, которые составили 31,4 миллиона рублей.

Второй эксперимент удачно прошел в Омске. Там обеспечивали лекарствами пациентов, которые перенесли аортокоронарное шунтирование и стентирование.

Теперь в Минздраве считают, что от локальных программ пора переходить к более масштабным. В будущем лекарственным страхованием предполагается охватить все население. Но первыми станут дети.

Как отметила директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина, в ведомстве предполагают использовать принцип референтной цены. Это некая средняя установленная государством цена по каждому лекарству. Ведь оригинальные или инновационные препараты всегда дорогие, их копии-дженерики значительно дешевле. Если пациент согласен лечиться дженериком по референтной цене, он получит таблетки практически даром. Если же он предпочтет более дорогое оригинальное лекарство, а не копию, ему придется доплатить остаток сверх референтной цены.

Каким будет уровень соплатежа, в ведомстве пока обсуждается. Главное, считают эксперты, чтобы нормальное лечение могли получать все дети вне зависимости от уровня доходов в семье.

КСТАТИ

Минздрав разработал еще одну программу поддержки «сердечников». Если она заработает, пациенты, перенесшие операцию на сосудах, смогут получать пятидесятипроцентную компенсацию стоимости лекарств в течение одного-двух лет амбулаторного лечения. На эти цели понадобится более 2 миллиардов рублей. И такую статью расходов планируют предусмотреть в бюджете на 2017 год.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5670) от 29.03.2016.


Комментарии