Свет Дионисия

На старинной иконе изображен парусник. Рядом возвышаются каменные стены и купола церквей. Сюда, к легендарному Ферапонтову монастырю, еще в ХVII веке вел надежный водный путь: Волга – Шексна – речка Бородава – Бородавское озеро. Сейчас Бородава – лишь тоненький пунктир на карте. Но к монастырю, оказавшемуся «в глуши лесов и болот», все-таки по воде пройти можно – из областного центра Вологда по построенному в 1828 году каналу Герцога Вюртембергского. Неспешный путь на туристическом теплоходе займет часов 12. По суше – гораздо быстрее. От Вологды – 115 километров, от райцентра Кириллов – 20. Автобусы ходят регулярно.

Свет Дионисия | Многочисленные шпили церквей упираются в низкое северное небо. ФОТО АВТОРА

Многочисленные шпили церквей упираются в низкое северное небо. ФОТО АВТОРА

Обитель на берегу

Сюда, в суровый северный край, инок Ферапонт пришел со своим единомышленником – настоятелем московского Симонова монастыря старцем Кириллом. На берегу Сиверского озера на высоком холме вырыли землянку. Теперь там знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь.

Ферапонт, однако, в новой обители прожил недолго. Через год покинул Кирилла, ушел на север и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богородицы. Так возник Ферапонтов монастырь.

Преемником Ферапонта стал игумен Мартиниан. Его трудами обитель начала разрастаться, став крупным центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф. В 1488 году после ссоры с Иоанном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии.

Спустя некоторое время после его появления в Ферапонтове там случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас всю казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен новый каменный собор в честь Рождества Богородицы – строгий одноглавый храм в традиции тогдашней новгородско-псковской школы зодчества.

Через двенадцать лет по вызову Иоасафа в Ферапонтово прибыл знаменитый московский иконописец Дионисий с сыновьями. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата бысть подписывати церковь, а кончана на 2 лето 9 дня месяца сентября... А писци – Деонисие-иконник с своими чады. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», – гласит древняя надпись на северной стене собора в честь Рождества Богородицы.

Долгие годы эту надпись трактовали однозначно: роспись длилась два года. Сегодня научно доказано: шедевр, равного которому, пожалуй, нет в мире, был создан всего за 34 дня.


Оживший акафист

Рисунок Дионисия лишен мрачности и аскетизма. Он легок, воздушен и одухотворен радостью. Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Основная ее тема – единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Рождество Богородицы живописец воплотил, переложив в зримые образы песнопение, исполняемое раз в году на пятой неделе Великого Поста, – Акафист Богородице. Поэтические строки, написанные в VI веке византийцем Романом Сладкопевцем, будто оживают, оставляя ощущение праздника.

Ходила еще одна легенда: нежность и прозрачность красок Дионисия объяснялись тем, что для их основы были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Это сырье якобы растирали и замешивали на яичном желтке. Сотни паломников со всей России поехали в Ферапонтово, чтобы найти такие же камешки и глины и приготовить из них краски по рецепту Дионисия. Ни у кого ничего не вышло. «Патриотический миф» развеяли современные ученые: Дионисий пользовался лучшими европейскими красками того времени...

Вторая каменная постройка монастыря – монументальная церковь Благовещения с трапезной – своим появлением обязана тому же юродивому Галактиону. Именно он предсказал рождение сына великому князю Московскому Василию III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога наследника. Предсказал он ему и покорение Казанского царства. То и другое сбылось. Благодарный Василий пожертвовал денег на храм.

Вскоре возникли казенная палата и служебные постройки. Каменных стен вокруг монастыря, однако, не было – воевать здесь никто не собирался. Беспечность оказалась роковой. В 1614 году монастырь был разорен польско-литовскими интервентами. К прежней жизни он вернулся лишь четверть века спустя. Возобновилось каменное строительство: церковь над гробницей игумена Мартиниана, надвратные церкви на Святых вратах, колокольня. Окно в южной стене церкви Мартиниана размещено таким образом, что свет из него около полудня падает прямо на раку чудотворца и, отражаясь от нее, заполняет все пространство находящегося над ним в стене аркосолия (арочной ниши в стене, предназначенной для захоронений) – «светом являя Божественное повеление».


Святыня не умирает

«Пик развития» монастыря – десятилетняя ссылка патриарха Никона. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. Для него были выстроены особые хоромы – «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На старых каменных погребах начали строить большие трехэтажные кельи, но закончить не успели – неожиданно умер царь Алексей Михайлович, и Никона отправили на тюремное положение в Кирилло-Белозерский монастырь.

А звезда Ферапонтова монастыря резко пошла на закат. К концу XVII века он пришел в упадок и в 1798 году был упразднен, а его церкви обращены в приходские.

Погибнуть бы ему в глуши и бесславии. Но он получил второе рождение благодаря удивительной женщине – игуменье Леушинского монастыря Таисии. Ее потрясла до глубины души вышедшая к 500-летию основания монастыря книга местного историка Ивана Бриллиантова «Описание Ферапонтовой пустыни», где в красках была нарисована картина умирания древней святыни. Таисия добилась разрешения Синода, и монастырь был возрожден уже как женский. Она же стала его первой игуменьей.

Начались восстановительные работы, дважды проводился всероссийский сбор пожертвований на это благое дело. Игуменья Таисия скончалась в январе 1915 года и потому разорения своего детища увидеть не успела.

Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна вместе с несколькими местными мужиками, бросившимися на ее защиту. Земли и имущество монастыря отобрали. Но – о счастье! – в его стенах не сделали ни склад, ни колонию, ни психбольницу, как это случилось едва ли не со всеми уничтожаемыми обителями. Может быть, спас как раз тот свет, который исходил от ликов Дионисия.

В монастыре сделали музей. Десятилетия влачил он жалкое существование, выживая лишь благодаря подвигу хранивших его энтузиастов. Сейчас музей уже полноценный, поклониться Дионисию едут тысячи людей со всего света. Храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений. А в 2000 году монастырь – единственный на территории Вологодской области! – вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5415) от 12.03.2015.


Комментарии