Сосчитаны и «проданы»

Терабайт – единица измерения информации, выражающаяся цифрой с 12 нулями. 20 терабайт – объем библиотеки конгресса США. От 10 до 100 терабайт оценивают емкость головного мозга человека. Еще не так давно эти «информационные монбланы» казались нашему воображению абсолютно непостижимыми. Однако сегодня терабайтные жесткие диски содержатся в компьютерах едва ли не у каждого. А переносные накопители памяти вмещают 6, 8 и даже 12 терабайт. Но одно дело – собрать бесформенную «информационную кучу», другое – сформировать хорошо организованную базу данных такого объема, научиться эти данные обрабатывать, анализировать и передавать. Оказалось, что при этом возникает целый клубок самых неожиданных проблем. И далеко не только технических.

Сосчитаны и «проданы» | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Под колпаком у... компьютера

Специалистам хорошо известен закон больших систем (который, по сути, является конкретизацией диалектического закона перехода количества в качество) – начиная с какого-то размера, система приобретает свойства, не присущие ни одному из ее элементов. Кремниевый чип величиной с ноготь, вмещающий сотни тысяч транзисторов, решает сложнейшие арифметические задачи, тогда как сам транзистор «умеет» только открываться и закрываться. Все дело в том, что правильным образом соединены все «кирпичики».

Однако вряд ли большинство из нас задумываются о том, что в виртуальном пространстве постоянно создаются столь же (а может быть, и гораздо более) сложные структуры, «кирпичиками» для которых являемся... мы сами.

Простейший пример – ваша поездка в метро. Едва пройдя турникет, вы оказываетесь «сосчитаны» и внесены в некую базу данных. Разумеется, не как конкретный человек, который куда-то едет, а как безликий пассажир. Данные о миллионах таких, как вы, дадут информацию о пассажиропотоке как в целом, так и в разбивке по разным параметрам – в зависимости от времени суток, дней недели, времени года и т. д. На базе этих данных вычисляются потребное количество составов, интервал движения, предполагаемый расход электроэнергии и прочее.

Ваш звонок по мобильному телефону – это ваше личное дело. Но миллионы таких звонков позволяют создателям каналов связи определить необходимую мощность передатчиков, параметры антенн и других технических устройств.

В 2009 году мир поразила эпидемия гриппа H1N1. Ряд стран, пострадавших больше всего, объединил усилия, создав общие базы данных всех больных. Фиксировалась информация о том, как протекала болезнь, какие средства применялись, как реагировали на них организмы людей в зависимости от их пола, возраста, состояния иммунной системы, предыдущих заболеваний. Все это в совокупности с мощной научной проработкой проблемы дало возможность выработать правильную стратегию борьбы с вирусом и в конечном итоге его «укротить».

Понятно, что в создании «обслуживающих» его баз данных человек участвует абсолютно неосознанно. Однако лишь только он начинает пользоваться онлайн-услугами, его роль оказывается уже не совсем пассивной.

«На поверхности» прежде всего – контент-анализ всех наших переговоров и переписок по телефонным и компьютерным сетям. На обывательском уровне, конечно, мы давно подозревали, что «нас слушают и записывают». Официальных подтверждений этому не было никаких, пока не появился беглый американский шпион Эдвард Сноуден. Он рассказал всему миру, что так оно и происходит, причем в масштабах поистине глобальных. Объемы информации, которые при этом приходится получать, обрабатывать, хранить и передавать, как можно догадываться, просто грандиозны.

Хорошо все это или плохо, однозначно сказать нельзя. Глобальный мониторинг всей жизни населения Земли дает возможность, скажем, выявлять очаги социальной напряженности, предупреждать заговоры, в зародыше душить нарождающиеся революции. Но с таким же успехом при помощи этого ресурса можно напряженность усиливать и революции разжигать. А также использовать «нужную» информацию для давления или шантажа по отношению как к отдельным людям, так и к целым странам. Если же эту «машину» развернуть в область экономики и финансов, то возможности и вовсе открываются сказочные. Промышленный шпионаж, подавление конкурентов, организация больших и малых финансовых кризисов...


Любознательная Сеть

Гигантское досье, которое каждый пользователь социальных сетей составляет на самого себя, это, как выясняется, лишь вершина айсберга. Свою «биографию» в Сети пишут и гораздо менее «разговорчивые» пользователи Интернета. Какие книги вы читаете, какую музыку слушаете, какие товары заказываете в интернет-магазинах, какой информацией чаще всего интересуетесь – все это где-то учитывается, позволяя довольно точно «вылепить» ваш образ.

О том, что Сеть к вам неравнодушна, можно судить хотя бы по наличию так называемой адресной рекламы. Стоит вам ради любопытства поинтересоваться, скажем, стоимостью туров на Кипр, как «неожиданно» на вас обрушивается целый шквал подобных предложений. Но анализ вашей жизни может привести и к более конструктивным выводам.

– Банковские транзакции фиксируют сведения обо всех моих покупках, – говорит один из руководителей американской юридической фирмы Akin Gump Strauss Hauer & Field Пол Батлер. – Если я каждый день покупаю носки, еду, одежду для детей, возникает мой «профиль» заботливого папаши. Если же часто покупаю спиртное, возникает «профиль» не очень благонадежного человека, и мне могут не дать страховку на машину. Не исключено, что существует и «досье» с моими генетическими данными, позволяющими определить риск наследственных заболеваний. Это может быть использовано для того, чтобы не дать мне медицинскую страховку.

Нетрудно представить применение того же алгоритма и в целях более благородных. Выясняется, допустим, что некий гражданин ходит по магазинам химреактивов и покупает вещества, из которых можно изготовить бомбу. Его «досье» говорит о том, что ранее он уже попадал в поле зрения полиции. Разумеется, к нему и его окружению присматриваются повнимательнее. Результатом могут оказаться десятки спасенных человеческих жизней.

Впрочем, обычным гражданам «всевидящего ока» бояться не стоит. Как говорил старина Мюллер, «не считайте себя фигурой, равной Черчиллю». Для того чтобы стать объектом персонального интереса, нужны весьма серьезные причины. Подавляющее же большинство из нас нужны Сети (вернее, тем, кто ее организует) всего лишь как потенциальные потребители товаров и услуг. Причем чаще всего при этом нас используют втемную.

Не задумывались ли вы о том, для чего при пользовании каким-либо онлайн-сервисом (скажем, при регистрации в социальной сети) у вас спрашивают те или иные персональные данные, в которых, казалось бы, нет никакой необходимости? Например, пол или возраст. Ну какое дело этой тупой железяке, сколько вам лет – 15 или 90? При этом некоторые услуги (например, пользование системами «Скайп» или «Вайбер») эта железяка вообще предоставляет бесплатно. Странно, не правда ли?

На самом деле ничего странного. Разумеется, вы за все платите. Только не деньгами, а информацией, которая, будучи собранной в огромные массивы, приобретает немыслимую ценность.

– Вы думаете, «Амазон» делает деньги на продаже книг? – задается риторическим вопросом директор Центра права, экономики и общества Университетского колледжа Лондона Иоаннис Лианос. – Большинство издателей оказывают онлайновые услуги, с помощью которых вы можете заказать книгу напрямую. «Амазон» давно бы разорился, но он выживает за счет систематизации огромного количества данных. Конкуренты для него – не книжные магазины, а другие фирмы, которые собирают данные. Стратегия многих компаний заключается в соединении с как можно большим количеством пользователей, в диверсификации своей деятельности.

«Невинная» информация, которую вы сообщаете о себе сами, в соединении с той, которую добывают помимо вашей воли, позволяет акулам бизнеса вести маркетинговую политику на уровне «высшего пилотажа». Те или иные группы населения в зависимости от их социального статуса, возраста, предпочтений накрываются «точечными ударами», обеспечивая выигрыш в конкурентной борьбе и, разумеется, сверхприбыли. Так же «окучиваются» и территории любого размера.

Выясняется, скажем, что в каком-то штате вырос спрос на гамбургеры, а из других источников становится известно, что там же наблюдается повышение холестерина в крови у населения. Вывод простой: имеет смысл двинуть туда фармацевтический ресурс, пищевые технологии, развернуть там кампанию за здоровый образ жизни. Не из любви к народу, разумеется, а из любви к своему карману. Ничего личного, только бизнес.


«Облако» неподсудно!

Стоимость баз данных тем выше, чем более они структурированы и взаимоувязаны с другими базами. Простой перечень книг, хранящихся в библиотеке, стоит, условно говоря, 10 долларов. Тот же перечень, выстроенный по алфавиту, – 15, разбитый по темам – 20, внутри тем по авторам – 30. А все то же, но с возможностью выхода на базу другой библиотеки – уже 50. Поисковая система Google оценивает свою информацию в 350 миллиардов евро. К 2020 году ее стоимость достигнет триллиона.

Все, что имеет цену, как известно, становится товаром. И здесь сразу же возникает логичный вопрос: кому этот товар принадлежит?

Информация, собранная в виде обезличенных данных (те же, к примеру, сведения о пассажиропотоках), понятное дело, принадлежит тому, кто ее собрал. Но дальше начинаются проблемы. Используя полученную базу данных, ее владелец получает прибыль. С прибыли надо платить налог. Кому? Если база принадлежит транснациональной компании, страна, на территории которой фирма зарабатывает, как показывает практика, предъявить претензии по налогам не может. В проигрыше оказываются и национальные операторы, вложившие деньги в устройство сети, на которой сколачивает капитал заграничный «дядя».

А есть ведь еще так называемые облачные хранилища – информация хранится «везде и нигде». Многомиллиардные ресурсы в этом случае фактически выпадают из-под чьей-либо юрисдикции!

Представьте себе некоего гигантского спрута, качающего из недр, скажем, нефть. При этом добыча происходит бесконтрольно и бесплатно. Дело даже не в том, что это «не нравится» государствам-донорам. Главная беда в том, что в отсутствие правового регулирования огромный стратегический ресурс может быть использован совершенно непредсказуемо. Та же нефть, попади она в руки террористов и будучи выброшена на рынок, обрушит мировую экономику.

Точно так же информация, полученная в ходе кибератак (а таковые случаются все чаще), станет инструментом для разрушения национальных экономик, дестабилизации ситуации в тех или иных регионах, развязывания войн. Кого и на основании какого юридического механизма в этом случае привлекать к ответственности, совершенно не понятно.

Еще более вопиющая «правовая дыра» – использование персональных данных людей. Неприкосновенность частной жизни фактически уничтожается в угоду интересам большого бизнеса. По сути, происходит наглое и беспардонное попрание главных базовых ценностей, которыми так кичится «цивилизованный» мир.

Какие права имеет человек на «досье», собираемое на него помимо его воли? Абсолютно никаких. Более того, он знать не знает, где и что на него копится и как может быть использовано. Никого уже не удивляют, скажем, приходящие как по обычной, так и по электронной почте письма с извещениями о сказочных выигрышах в неведомых конкурсах. Авторы этих писем откуда-то знают ваш адрес, правильно называют вас по имени-отчеству. Особо «любят» пенсионеров, о которых иногда имеют даже сведения медицинского характера. Нетрудно предположить, что с расширением электронного документооборота наши невидимые «друзья» будут знать о нас все больше и больше.

Справедливости ради надо сказать, что мы сами им часто помогаем. Например, принимая условия пользования некоторыми онлайн-сервисами, которые включают в себя право их организаторов на хранение, обработку и передачу третьим лицам (!) наших персональных данных. Разумеется, вы можете их исказить (никто ведь проверять не будет), но жизнь показывает, что большинство людей этим не занимаются, потому что не усматривают для себя никакой опасности.

Известная социальная сеть выпустила приложение для поиска друзей. Данные клиента при этом рассылались веером по случайным адресам. Клиенты были не против (!), однако в ФРГ эту забаву запретили через суд. Существует уже и директива Евросоюза: страна – член ЕС имеет право на передачу личных данных третьей стране только при условии, что та может обеспечить необходимый уровень защиты. Есть договоренности, что скоро такие же требования будут предъявлены и к облачным хранилищам.

Впрочем, для «спрута» все это не более чем булавочные уколы. К борьбе с глобальным вызовом эпохи, порожденным стремительным техническим прогрессом, человечество пока не готово. Может быть, потому, что еще не осознает нарождающейся опасности.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.


Комментарии