Скажите доктору «а»

По статистике, как минимум половина пациентов, обращающихся за помощью к врачам-терапевтам, имеют патологию ЛОР-органов, а проще говоря, у них болит горло и «течет» из носа. Такие данные прозвучали на V Петербургском форуме оториноларингологов России, на котором специалисты самым серьезным образом обсуждали, как эффективно лечить так называемые простудные заболевания. И проблема эта крайне серьезная, поскольку риниты, синуситы, тонзиллиты и фарингиты не только становятся причиной дискомфорта, но и могут переходить из острой фазы в хроническую, приводя к весьма серьезным осложнениям, подчас требующим трансплантацию органов. Например, сердца.

Скажите доктору «а» | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

За волной идет волна

По статистике, 15% жителей планеты страдают риносинуситами, то есть воспалением слизистой оболочки околоносовых пазух. В США ежегодно регистрируется более 30 млн подобных заболеваний, у нас втрое меньше (видимо, по причине не столь высокой обращаемости к врачам при насморке). Правда, российские специалисты отмечают, что за последние пять лет к врачам мы стали являться вдвое чаще, что связано, возможно, как раз с пониманием: невылеченное в острой фазе заболевание способно стать хроническим, а затем привести и к осложнениям - таким как гайморит или фронтит.

Конечно, все дети болеют простудными заболеваниями, и считается, что для ребенка простывать пять-шесть раз в год - это нормально: таким образом идет своеобразная тренировка иммунной системы. Правда, от 20 до 65% детей болеют чаще, и среди них половина - это малыши опять же с патологией ЛОР-органов.

Словом, проблема эффективного лечения простуд - весьма актуальна, и обостряется она еще тем, что любой из нас считает себя докой в лечении тех же «соплей». А если не сам принимаешь решение, то фармацевт в аптеке всегда посоветует что-нибудь «новенькое», и при этом никого не смущает, что ему совершенно не важно, вылечимся ли мы, для него главное - лекарство продать.

В итоге, например, продажа так называемых деконгестантов (капель от насморка) приобрела уже характер эпидемии: в среднем в России продается 220 млн упаковок в год. И в лидерах - нафтизин, препарат, изобретенный в довоенной Германии и там же спустя несколько лет запрещенный, поскольку было доказано, что он вызывает психологическую зависимость, инсульты (!), а сам насморк переводит в хронический. У нас же, по данным профессора кафедры оториноларингологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Татьяны Гаращенко, около половины случаев всех острых отравлений у детей - это отравление нафтизином!

Другое модное средство при лечении простуд - конечно, антибиотики. По словам профессора СЗГМУ им. И. М. Мечникова Сергея Артюшкина, антибиотиков в современном мире, что песчинок в пустыне: 8 фармакологических групп и 400 наименований, под каждым из которых - сотни лекарств уже с торговыми названиями. И бездумное отношение к применению антибиотиков в лечении простудных заболеваний привело к тому, что многие препараты стали неэффективными. В Финляндии, например, запретили применять антибиотик широкого спектра действия азитромицин - по причине полной к нему нечувствительности финских граждан. У нас этот препарат очень активно пьют именно во время простуд, хотя резистентность к нему и в Петербурге уже довольна высокая.

И, конечно, совершенно бесполезны антибиотики при вирусном течении болезни, а все риниты, синуситы и тонзиллиты начинаются именно с вирусной инфекции: вирус «ломает» нормальное состояние микрофлоры носоглотки, клетки эпителия гибнут, и уже на подготовленную почву - второй волной - приходят патогенные бактерии. Хотя по сей день до конца не ясно: какая инфекция при развитии заболевания первична и как они между собой взаимодействуют? По мнению и зарубежных, и российских специалистов, речь надо вести не просто об инфекции, а об определенном соотношении, о консистенции бактериального и вирусного патогенов на слизистой оболочке ротовой и околоносовой полости.

«Если при бактериологическом исследовании микрофлоры полости рта обнаруживаются бета-гемолитические стрептококки, как раз и приводящие к опасным осложнениям, надо непременно назначать антибиотики. Но мы находим эту инфекцию у взрослых в 5 - 10% случаев, а антибиотики назначаются 95% пациентов! И врачи - или фармацевты - совсем не думают, что подобное лечение будет совершенно бесполезно, если не вредно, когда в микрофлоре пациента преобладают, например, микоплазмы или хламидии», - отметила профессор Гаращенко.

Но изучает ли кто-то у пациента при простуде его микробы?

Что под микроскопом?

Говорят, в США в инструкциях по применению антибиотиков для лечения простудных заболеваний строго отмечается: «при адекватно идентифицируемой инфекции». И это один из принципов безопасной и эффективной терапии.

Надо заметить, что строение носоглотки человека непростое: например, носовая полость выстлана так называемым мерцательным эпителием, а ротовая - плоским многослойным. И есть еще миндалины, в верхнем слое которых постоянно идет воспалительный процесс - организм таким образом формирует свой иммунитет к инфекции. Реснички в здоровой мерцательной ткани носа «отметают» все лишнее, а слизь смывает «ненужное».

Рецепторы же в плоском эпителии ротовой полости «притягивают» к себе микроорганизмы, состав которых необычайно сложен. Термин «нормальная микрофлора» объединяет организмы, более или менее часто выделяемые у здорового человека (в основном это бактерии, чуть меньше - вирусы и грибки), и провести четкую границу между сапрофитами (полезными или безопасными существами) и патогенами, входящими в состав нормальной микрофлоры, просто невозможно. У каждого человека - свое равновесие в этой области.

Главный оториноларинголог Минздрава РФ профессор Андрей Лопатин рассказал о результатах последних исследований американских ученых в области изучения микробиоты околоносовых пазух. Считается, что в здоровой носовой пазухе состояние нормального биоценоза обеспечивается сосуществованием двух основных видов бактерий - это corynebacterium tuberculostearium (страшное название, но не имеющее ничего общего с туберкулезом) и лактобактерии. И когда это равновесие по какой-то причине нарушается «в пользу» коринебактерий, создаются условия для развития хронического воспаления.

Американские исследователи изучали эти процессы на эпителии мышей: у одной группы животных был чистый эпителий, а у другой - с добавлением антибиотика, и именно в этой группе количество коринебактерий довольно быстро увеличивалось. Но была еще и третья группа мышей, которым кроме антибиотика добавляли лактобактерии, и в этом случае коринебактерии размножались уже не столь быстро. «Все это пока носит характер гипотезы, хотя некоторые смелые головы уже пытаются использовать лактобактерии для лечения хронического риносинусита», - отметил профессор Лопатин.

Не менее сложно все устроено и в ротовой полости человека. По словам профессора Александра Гурова (РНИМУ им. Н. И. Пирогова), нормальный биоценоз - крайне нежная структура, здоровье которой зависит от условий, в которых живет человек. Стресс, хронические заболевания, прием антибиотиков, грязный воздух вокруг, слабость иммунитета - все это может вызывать дисбиоз, и перед началом лечения того же тонзиллита всегда важно делать бактериальные исследования. При этом врачи должны знать, что, например, не все стрептококки являются врагами человека - альфа-гемолитический стрептококк (в отличие от бета-) как раз является защитником нашего здоровья и в этом близок к лакто- и бифидобактериям. А потому, обнаружив именно его в анализе, ни в коем случае нельзя назначать пациенту антибиотики.

Тем не менее даже в детской врачебной практике антибиотики стоят на 5-м месте, и в 80% случаев их назначают в острой фазе заболевания: вроде бы врачи пытаются помочь своим пациентам, но подчас лишь усугубляют развитие хронического процесса, который может стать очагом инфекции, поражающей уже сердце и суставы человека.

Но чем же простуду лечить?

Сила - в слабости!

Залы на симпозиумах съезда были переполнены, врачи активно фотографировали слайды выступающих профессоров. Словом, есть надежда, что уровень их знаний повысился, и они теперь правильнее будут нас лечить. Если мы к ним обратимся, конечно.

А если все же решим лечиться сами, то надо помнить, что наши усилия должны быть направлены на разрыв порочного круга: хорошо бы не дать вирусам разрушить нормальный биоценоз в носоглотке и вызвать воспаление слизистой, на которую затем легко «подсядут» бактерии. Для этого применяем антигистаминные препараты и деконгестанты (но не нафтизин!), в состав которых входят вещества, снимающие отек и восстанавливающие микроциркуляцию в ткани. Кстати, сегодня для борьбы с простудой активно используются фитопрепараты - есть такие, что применяются при насморке, и те, что эффективны при больном горле.

Конечно, цветки и корни растений не столь эффективны с первого же приема, как химические антибиотики, и потому применять их надо долго - до двух недель, поскольку для желаемого результата требуется так называемая кумуляция лечебных веществ в организме. Но при этом они совершенно безопасны, и, если верить профессору Гурову, входящие в состав многих фитопрепаратов вещества обладают выраженной противовирусной активностью в отношении основных возбудителей ОРВИ.

Если же вам так и не удалось остановить острую фазу заболевания - обратитесь к врачу. Вся необходимая информация для общения с ним у вас теперь есть.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (5811) от 18.10.2016.


Комментарии