Шумская аномалия

...Чуть меньше ста километров от Питера на восток по Мурманскому шоссе. До памятника блокадной полуторке в Дусьеве, а затем еще восемь километров по бывшей трассе Дороги жизни на Большой земле. Мы - в поселке Шум Кировского района. Сюда приехали участники студенческой экспедиции, организованной центром социально-культурного проектирования, действующим в Санкт-Петербургском институте культуры.

Шумская аномалия  | Велопарковка у супермаркета, что посреди деревни, выглядит довольно странно. Тем не менее вот она - примета цивилизации.<br>ФОТО АВТОРА

Велопарковка у супермаркета, что посреди деревни, выглядит довольно странно. Тем не менее вот она - примета цивилизации.
ФОТО АВТОРА

- Мы инициировали проект с рабочим названием «Россия - Дом культуры», - объясняет руководитель центра Ирина Симонова. - Хотим попробовать оживить культурную жизнь на депрессивных, как нам кажется, территориях Северо-Запада. Пилотный регион - Кировский район Ленобласти. И в нем конкретно - Шумское поселение. На мой взгляд, это вообще какая-то культурная аномалия! Причем давно уже ставшая нормой...

Немного не доезжая железнодорожной станции Войбокало, поворачиваем на разбитую грунтовую дорогу, ведущую к местной школе.

- Наша школа - единственная на все Шумское поселение, в котором 29 сел и деревень, - говорит Елизавета Каткова, исполняющая обязанности директора. - Хорошо, что у нас есть два школьных автобуса. Но на них подвозим только младших школьников и тех, кто живет очень далеко. Остальные приезжают сами на рейсовых автобусах.

Школа - образцово-показательная. В последние годы не раз бывала лауреатом и победителем конкурсов на лучшее образовательное учреждение Ленинградской области. Гордость школы - Музей Дороги жизни, действующий здесь уже больше тридцати лет. За много лет здесь собраны воспоминания тех, кто работал в годы блокады на Дороге жизни, кто погиб на шумской земле в 1941 году. До сих пор в музей приезжают ветераны Дороги жизни. Многим уже за девяносто. Говорят - пока живы, будем ездить...

- Есть ли у нас трудности? Достаточно, - сетует Каткова. - Самое главное: учителей не хватает. Требуются, например, преподаватели русского языка и литературы, физики и математики. Желающие есть, но школа не может обеспечить их жильем.

В школе сейчас больше двухсот учеников. Выпускники, естественно, уезжают в Питер. Поступают в Педагогический университет, Корабелку, областной университет в Пушкине. Обратно в Шум, увы, возвращаются очень редко...

Причина на поверхности: деньги-то зарабатывать особенно негде. В Шумском поселении живут чуть больше трех тысяч человек. Из них примерно полторы тысячи людей трудоспособных. Но непосредственно в Шуме рабочими местами обеспечены не более трехсот. Больше всего, около семидесяти человек, - в школе и детском саду. Есть еще «штучные» рабочие места - в поликлинике, почтовом отделении, пригородных электросестях, лесничестве. Плюс еще торговые заведения, несколько мелких частных предприятий. В советские времена работой обеспечивал совхоз «Шумский». В нем были заняты до восьмисот человек. Сегодня остались одни только сторожа. Еще одно бывшее градообразующее предприятие - механизированная колонна, занимавшаяся мелиорацией земель. Там трудились около четырехсот человек, сейчас едва полтора десятка наберется.

Вот и приходится основной массе жителей каждый день ездить работать в Волхов, Отрадное, в Питер. Но в целом, судя по всему, население платежеспособное, магазины не пустуют, цены - ничуть не ниже городских.

Вообще поселок Шум - как в капле воды вся страна за пределами больших городов. Тут и покосившиеся старые избы, и новые дома, и обшарпанные трехэтажные панельные здания - приметы позднего советского времени... Увы, общее ощущение - неухоженность. И посреди - яркие, новенькие, сверкающие сетевые супермаркеты. С автомобильными парковками и даже велостоянками. Да еще горожане облюбовали и сам Шум, и окрестные места: под дачные поселки в последние годы ушла немалая часть бывших совхозных земель.

Студенты, участники экспедиции, пытаются пообщаться с местными жителями. Некоторые шарахаются, другие недоверчиво косятся...

- Как вы проводите свой досуг? - спрашивают ребята.

- У телевизора, - следует ответ...

Впрочем, после долгих стараний общая картина жизни становится более-менее ясной. Узнаем, что лучшее место для отдыха молодежи - местное кафе. Что в поселке есть куда пойти с маленьким ребенком. Что в доме культуры проходят интересные праздники, действуют спортивные секции, кружки - хор, вокал и театральный. Там новый заведующий - им, как мы узнали, стал по конкурсу актер питерского Театра сатиры на Васильевском Виталий Горев. А вот спортивного комплекса в поселке нет...

Вспоминаю слова, сказанные директором школы:

- Не подумайте, что мы здесь совершенно оторваны от городской цивилизации! Это совершенно не так. Мы часто бываем и в Питере, и в Волхове - в театрах и на концертах. Так что люди у нас активные, не сидят на месте.

Мы отправляемся в дом культуры. Серое кирпичное сооружение с решетками на окнах, больше похожее на огромный амбар. Если бы не вывеска, то догадаться о назначении этой постройки было бы трудно. Узнаем, что здание холодное, зимой его не прогреть, дети там мерзнут. Поэтому концерты в стенах ДК продолжаются не больше часа - чтобы зрители не простудились... Но, говорят, готовится капитальный ремонт, появится пристройка...

На главной улице, на перекрестке улиц, строится церковь. Под нее отдали помещение бывшего сельмага. Заходим внутрь, знакомимся со смотрительницей, которая искренне радуется приходу нашей разношерстной компании:

- Наш батюшка Алексей Луковский живет в Питере, приезжает сюда на службы несколько раз в неделю. Говорит, очень хорошее место, намоленное... Строят церковь исключительно на пожертвования. Возводим колокольню - и тоже на деньги состоятельных дачников.

Старый храм в поселке погиб в годы войны, от него остался только фундамент. Новый приход создается с нуля. Все иконы - современные, в одном стиле, писаны петербургскими мастерами. Некоторые - супругой настоятеля матушкой Татьяной. За икону Николая Чудотворца ее даже приняли в Союз художников. А еще приход дружит с местным домом культуры, вместе устраивают в помещении церкви детские праздники.

Покидаю Шум со сложными чувствами. Наверное, мы просто привыкли к блеску и шику мегаполиса, а ведь вся страна живет иначе... И недоверчиво косится на «пресытившихся» благами цивилизации жителей столиц. Да и мы сами виноваты: привыкли свысока смотреть на деревню...

- Мы очень желаем помочь Шумскому сельскому поселению улучшить культурную жизнь и сделать это вместе, - объясняет Ирина Симонова. - Хотим, чтобы в Шуме пространство было благоустроено не только возле магазинов и церкви... Ближайшие планы - реализация в деревне Дусьево, которая находится на Мурманском шоссе и входит в состав Шумского поселения, проекта под рабочим названием «Новогодняя деревня».

Кстати, и Шум, и Дусьево очень выгодно расположены - непосредственно на туристическом маршруте из Петербурга в Старую Ладогу и Тихвин. Поэтому центр социально-культурного проектирования выступает с идеей создать близ Дусьева интерактивный музей, посвященный госпиталям времен Великой Отечественной войны. Их было около двадцати в здешних лесах близ Дороги жизни. Следы госпиталей сохранились до сих пор. В Шумском поселении этим проектом заинтересовались.

Шум2.jpg

Когда-то тут был сельмаг, ныне - церковь. Теперь к ней пристроили еще и колокольню. ФОТО АВТОРА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5778) от 01.09.2016.


Комментарии