Рабыня дороже холопа

Когда Русь начала жить по закону? Точной даты никто не назовет – неписаные (а может быть, и писаные – проверить невозможно) правила жизни были и у населявших наши земли славянских племен, и у образовавшихся позднее отдельных княжеств. А вот когда на Руси появился единый свод законов, историкам известно: они считают, что произошло это ровно 1000 лет назад. Именно тогда будущий киевский князь Ярослав Мудрый, пытаясь заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение, создал первый кодекс права – Русскую Правду.

 Рабыня дороже холопа | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Разумеется, в силу давности подлинник этого документа до нас не дошел – мы знаем о нем лишь по позднейшим спискам. Всего их известно более 115, в фондах отдела рукописей РНБ из них находится 30. Наиболее авторитетных – три. Из них самый распространенный – так называемая Пространная редакция Русской Правды, созданная в 70-е годы XV века и содержащая 121 статью по всем видам права: уголовному, гражданскому, наследственному, процессуальному.

С 8 июня ознакомиться с этим текстом, с транслитерацией, комментариями, переводом на современный русский язык и комплексом вспомогательных, учебных и справочных материалов можно на интернет-ресурсе «Русская Правда. К 1000-летию российской правовой традиции» на сайте РНБ. Знакомство это, думается, будет полезным не только историкам, но и любому человеку, задумывающемуся об эволюции правосознания в нашей стране.

Человеческая жизнь, являющаяся сегодня «мерой всех вещей», тогда, оказывается, ценилась по-разному, в зависимости от статуса человека. За убийство мужчины княжеского рода полагался штраф (так называемая вира) 80 гривен. Насильственная смерть княжеского слуги или просто свободного мужчины оценивалась в 40 гривен, свободной женщины – в 20. Ремесленник или ремесленница «стоили» по 12 гривен, смерд и холоп – 5, рабыня – 6.

Суммы все это были немалые – 40 гривен, к примеру, соответствовали 8 килограммам серебра. Часто человек не мог столько заплатить, и тогда на виру скидывалась вся его родня. Большая часть штрафа шла в княжескую казну, посему у князя был прямой интерес в развитии правоприменительной системы.

За разбой, конокрадство и поджог преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению. Приговоры выносил княжий суд. При этом процесс был состязательным, но... без обвинителей и адвокатов. Стороны осуществляли процессуальные действия сами, но могли привлечь свидетелей. Таковые были двух видов – видоки (очевидцы факта) и послухи (слышавшие о случившемся от кого-либо). Если же свидетелей не было, человек подтверждал верность своих показаний путем испытания водой и огнем (требовалось, например, достать кольцо из кипятка или держать руками раскаленное железо).

Поощрялся, однако, и самосуд. Пойманного на дворе в ночное время вора можно было убить на месте. Кровная месть считалась обязательной – не отомстивший за убитого близкого родственника наказывался штрафом «40 гривен за голову».

Что касается частного права, то были и выдача денег в долг под проценты, и наследование двух видов – по завещанию и по закону (что, как известно, сохранилось и до сих пор). Прописаны были и фискальные положения: налог в пользу князя – это святое...

Интересный момент: нормы права тогда в отличие от сегодняшних дней не менялись десятилетиями. Законодатель понимал, что стабильная правовая ситуация – залог порядка и спокойствия в обществе.

Как это все реализовывалось? Увы, неизвестно. Ни одного письменного свидетельства правоприменительной практики того времени не сохранилось.

– О правовой жизни Вавилона эпохи Хаммурапи – а ведь это было 4 тысячи лет назад – мы знаем больше, чем об эпохе Русской Правды, – вздыхает доцент СПбГУ Андрей Ильин. – Вавилоняне оставили нам множество глиняных табличек с текстами, а наши предки – лишь небольшое количество берестяных грамот...

Информация, которую можно почерпнуть из вышеуказанного интернет-ресурса, таким образом, собиралась по крупицам. Анализ имеющихся списков, «отслоение» разнообразных домыслов позднейших переписчиков – результат огромной работы сотрудников отдела рукописей РНБ.

– Пользователи ресурса, – рассказывает заведующий отделом Алексей Алексеев, – также могут ознакомиться с указателем понятий и терминов к тексту Русской Правды и основной библиографией. Приведен и перечень всех известных списков. В качестве дополнительных материалов публикуются два из них – текст из Кормчей книги, отражающий традицию воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках, и список документа, выполненный в XIX веке известным фальсификатором русских древностей Антоном Бардиным.


#история #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5737) от 06.07.2016.


Комментарии