«Пять f» Норвегии
Путешественники со всего света едут в страну на краю северо-запада Европы ради фьордов, бесчисленных водопадов, гор, покрытых густыми лесами, ледников, сползающих в чистейшие озера. А самые азартные устремляются на фантастическую рыбалку. Здесь косяки лососей ждут не дождутся, когда запрыгнуть в лодку, чтобы сделать приятное рыбаку. В Норвегии этот набор знаковых достопримечательностей называют кратко – «пять f»: fjord, foss – водопад, fjell – гора, fonna – ледник и fisk – рыба.
ФОТО АВТОРА
Остатки земного рая
Во Флом мы ехали по железной дороге Фломсбана. Спуск с высоты 856,6 метра длится 55 минут. За окнами панорамы меняются, как в калейдоскопе. На одной из семи остановок поезд стоит на мгновение дольше. За это время надо пулей вылететь из вагона, успеть запечатлеть яростный водопад Кьосфоссен, уловить женское пение, звучащее словно из глубин Земли, и увидеть сказочную Хюльдру в красном одеянии, манящую мужчин колдовским танцем в бушующие воды.
У пристани Флома стоял десятипалубный круизный лайнер, а мы пристроились в хвост длинной очереди на небольшой паром до Гудвангена. Нам предстояло пройти по двум рукавам самого протяженного (204 километра) Согне-фьорда – Аурландс-фьорду и Нэрёй-фьорду. Последний находится под охраной ЮНЕСКО. Он самый узкий, местами имеет ширину 250 метров и заключен в объятья грандиозных скал высотой до 1800 метров.
Под паромом джинсового цвета вода глубиной от 600 до 1200 метров, по сторонам – почти вертикально спускающиеся зеленые склоны и голые скалы, расчерченные швами белоснежных водопадов. Водная гладь без единой морщинки отражает все пространство, как венецианское зеркало. Этой картине, меняющейся за каждым поворотом, не хватало только музыки Эдварда Грига. Конкретно – части «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Норвежцы считают свои фьорды остатками земного рая.
Нам повезло: все время путешествия по маршруту «Норвегия в миниатюре», организованного Советом по туризму Норвегии для петербургских журналистов, светило солнце, а температура воздуха была плюс 26 – 27 градусов. В одной из местных газет в анонсах на первой странице заголовок сообщал – «У нас русское тепло». При такой жаре в Норвегии все цвело сразу: наверху в горах – черемуха, пониже – сирень, каштаны, а совсем внизу – яблоневые сады. Но конец мая – июнь здесь еще пора бурного «цветения» водопадов. Тепло гонит снега с гор: скалы на солнце сверкают, словно хрустальные.
На каждом повороте порция адреналина
От Гудвангена на рейсовом многоместном автобусе мы направились в Восс. Дорога по неширокой долине Нэрёй красотою не уступает путешествию по Фломсбане, но адреналина прибавила по полной. Сердце обрывалось на серпантине Сталхеймсклейва. Это крутой спуск по горному склону с односторонним движением. Впереди ехал такой же рейсовый автобус. Я напряженно следила за каждым его виражом. Когда тот замирал у пропасти, у меня душа проваливалась в пятки. Следом и наш автобус останавливался на этом же месте. И перед нами во всей красе представали то грохочущий водопад, то захватывающая панорама. Вот водители и притормаживали, чтобы пассажиры могли запечатлеть величие норвежской природы.
Асфальтовая лента извивалась вместе с бурной рекой. Небольшие селения, одинокие фермы то теснились у дороги, то взбирались в горы, овцы щипали травку, рыжие коровы грелись на солнышке, на небольших полях белели «тракторные яйца». Так в дословном переводе с норвежского называется скошенная трава, упакованная в пластик.
В Воссе наш водитель, мощный мужик, освобождая багажник, поделился своим наблюдением:
– Впервые за много лет работы увидел в салоне спящую пассажирку во время спуска по серпантину.
Сладко дремавшая туристка – наша коллега. А слова водителя мы восприняли как самооценку своего мастерства. Управлять пассажирским автобусом на горных дорогах – это не по равнине его гнать.
С горы Флёйен видно все
Берген взяли в окружение семь горных вершин. Фуникулер вознес нас на одну из них – Флёйен, 320 метров над уровнем моря. Отсюда самый полный вид на второй по величине город Норвегии: старинные дома с остроконечными крышами, дорожная развязка в форме скрипичного ключа, причалы с частоколом яхт, рыбный рынок. Далеко в дымке – открытое море. Современные постройки не выбиваются из общего ряда ни высотой, ни объемом.
Сойти с горы лучше пешком. По обращенному на юго-запад склону извиваются узкие улицы с уютными, затейливой архитектуры, особнячками. Они все в цветах и зелени. Со стороны смотреть завидно, но сколько сил надо, чтобы ежедневно отсюда спускаться, предположим, на работу, а потом, пыхтя, возвращаться. Причем в любую погоду. Наверное, поэтому норвежцы по преимуществу подтянутые, закаленные. И взрослые, и дети. Горный рельеф фигуру не портит.
Древний Берген еще и родина норвежского Паганини, замечательного скрипача Уле Булля, и знаменитого композитора Эдварда Грига. Памятники этим музыкантам на самых почетных местах в центре города. К слову сказать, во второй половине XX века произведения Грига были с детства на слуху чуть ли не у каждого советского человека, так часто они звучали с концертных эстрад, по радио. Музыкальные вечера в Бергене проходят в современном концертном зале с великолепной акустикой Grieghallen. Мы побывали на выступлении группы Apparatjik with Buika and Void. Не любительница я такой музыки. Шла с мыслью послушать два-три номера и тихо уйти. Но темнокожая певица столько вкладывала экспрессии в повествование о трагической жизни женщины с необычной внешностью, что хотелось слушать и слушать. Происходящее на сцене походило на одноактную оперу в современной постановке. Под стать солистке был и небольшой ансамбль струнных, медных духовых и одного ударника.
В романтичном Бергене интересно просто прогуляться по Ганзейской набережной и узким улочкам квартала Брюгген. Здесь все дышит глубокой стариной. Разноцветные деревянные дома ганзейских купцов со всеми полагающимися тому времени механизмами погрузки и разгрузки товаров теперь заняты разнообразными магазинами и лавочками. Ароматы кофе и старого дерева смешиваются с запахами цветов, которых тут великое множество. У причалов парусники, яхты, круизные суда.
Роман в камне
Если Берген привлекает стариной, то столица Осло восхищает новой архитектурой. Здание Музея современного искусства Аструпа-Фернли построили в 2012 году из дерева с двойной изогнутой стеклянной крышей, напоминающей волну. Оно расположено на краю фьорда и разделено каналом на две половины. Проект выполнило местное бюро Niels Torp с участием всемирно известного архитектора Ренцо Пьяно. При музее есть собственный пляж и парк скульптур. Изваяния тоже современные. Когда наша гид Катерина попросила угадать, что изображают два близко поставленных больших каменных шара с бодро торчащей горошинкой на каждом, мы долго не раздумывали:
– Чего тут гадать? Женская грудь!
– Это глаза! – удивляясь нашей отсталости, объявила Катерина.
Мы не стали спорить. В парке Экеберг серебристая фигура, похожая на женскую, но без головы, называется «Мерилин Монро». У художников свои представления о жизни.
А вот Парк скульптур Густава Вигеланда уже давно стал художественным достоянием Норвегии. Сотни изваяний и композиций повествуют о взаимоотношениях автора со своим братом, матерью. Вглядываясь в лица, позы обнаженных фигур, проникаешься переживаниями героев этого каменного романа. Чтобы правдиво передать всю гамму чувств действующих лиц, ваятель приглашал в мастерскую незрячих людей и просил их описать, какие эмоции они ощущают при тактильном соприкосновении с моделью. И только потом творил окончательный вариант скульптуры.
До чего же вкусен... хек!
Когда коллега узнал, что я еду в Норвегию, то сказал с завистью:
– Хорошей рыбки поешь.
Мы поели. На рыбной ферме, а также в ресторане авторской кухни нам подавали... сайду и хек. Но как была приготовлена только что выловленная рыба! Осетрина может рыдать от зависти.
Недавно аналитический центр Legatum Institute, базирующийся в Лондоне, опубликовал ежегодный глобальный Индекс благосостояния (Prosperity Index). Согласно ему, Норвегия является самой процветающей среди 142 стран мира. Страна полночного солнца возглавляет список на протяжении последних семи лет.
Безусловно, Норвегия дорогая страна. Но, как подчеркивали нам и в Осло, и в Бергене, подготовленному туристу поездка в страну фьордов может обойтись значительно дешевле, если воспользоваться существующими системами скидок на проездные билеты, зрелищные мероприятия. А с 1 июня страна на северо-западном краю Европы стала намного ближе к Петербургу. Три раза в неделю из «Пулково» авиакомпания «РусЛайн» выполняет прямой рейс в Осло. Полет длится около двух часов. С нами туда и обратно уже летели вездесущие китайцы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (5729) от 24.06.2016.
Комментарии