Пойми меня

Мама показывает дочке две руки, сжатые в кулак. Кивает на левую: «Чай», на правую: «Компот». «Ты чего хочешь?» Детский пальчик уверенно тычет в правый кулак...

Пойми меня | Как узнать, что происходит с пациентом, если он по тем или иным причинам - из-за врожденного недуга или, скажем, инсульта - лишился возможности говорить? Такая карта поможет и выявить основные симптомы, и понять потребности больного.

Как узнать, что происходит с пациентом, если он по тем или иным причинам - из-за врожденного недуга или, скажем, инсульта - лишился возможности говорить? Такая карта поможет и выявить основные симптомы, и понять потребности больного.

Именно так начинала осваивать «альтернативную коммуникацию» Анна Федосова, когда дочке Ульяне было два годика. Сейчас мама с дочкой в этой теме - эксперты. Коммуникативные книжки, речевые тренажеры «ГоуТоки», специальные программы на планшете. Благодаря ААС (альтернативная аугментативная коммуникация) школьница Ульяна выполняет домашние задания, общается с родными и друзьями и даже уже самостоятельно делает заказы в кафе.

Для того чтобы как можно больше людей узнали и оценили возможности ААС, с 2007 года в октябре проводится Международный месяц альтернативной коммуникации. В нынешнем году к этому просветительскому движению впервые присоединился Петербург.

Как понятно из названия, альтернативная аугментативная коммуникация - это возможность найти иной, отличный от традиционной устной речи, способ общения. Сложное слово «аугментативная» расшифровывается как «поддерживающая, дополнительная». Так как ААС может быть и практически единственным способом общения, и дополнительным, помогающим, и постоянным, и временным.

Методов ААС достаточно много. От привычного нам «жестового языка», на котором говорят глухие, до пиктограмм и синтезаторов речи. Используются они для общения с людьми, устная речь у которых отсутствует или существенно ограничена. В их числе - страдающие врожденными заболеваниями (церебральный паралич, интеллектуальные проблемы, аутизм) и приобретшие проблемы с речью в результате травм, инсультов, болезней.

- В числе тех, кому нужен альтернативный способ коммуникации, может оказаться любой человек, - говорит преподаватель альтернативной коммуникации Виктория Рыскина. - Именно поэтому мы хотим привлечь внимание общества в целом к коммуникации как таковой. К ее слабым участникам, которых среди нас очень много. Люди, которые плохо говорят, не в силах выразить свою мысль, часто оказываются дискриминированы.

Как единогласно отмечают директор школы № 25 Петроградского района Виктор Мамаев и директор детского дома-интерната № 1 Валерий Асикритов, развитие альтернативных способов коммуникации крайне важно. И благоприятно сказывается и на образовании, и на воспитании их подопечных.

- Мы должны услышать и понять ученика, - уверен Виктор Мамаев. - Это одна из главных задач. Если ребенок к нам стучится, стучится, а его не понимают, он может сорваться. И свое неудовольствие от непонимания выразить даже в агрессивной форме. Ведь у него возникает ощущение, что его просто не хотят услышать.

По оценке же Валерия Асикритова, если десять лет назад в детском доме из 450 детей было 20 - 30 неговорящих, то сейчас из 310 таких больше половины. Однако средств на приобретение нужных пособий и оборудования почти не выделяется. Сотрудники детского дома зачастую сами изготовляют наборы пиктограмм, а коммуникаторы приобретаются, «если что-то сэкономим».

- Иногда людям кажется, что ААС нужно только тем, кто живет в интернатах, учится в спецшколах, но это не так. Пользователем может оказаться любой из нас, - еще раз акцентирует внимание на этом важном моменте директор социальной школы «Каритас» Анна Артамонова. - Наши английские коллеги разработали карту общения с пациентом, которому необходимо получить медицинскую помощь. Она представляет собой небольшой набор важных, иногда жизненно важных, пиктографических изображений, которые позволяют человеку либо взглядом, либо рукой, если эта функция сохранена, обозначить, что с ним происходит. Эта карта используется в больницах и «Скорой помощи», чтобы выстроить коммуникацию между врачом и пациентом, не имеющим возможности говорить. Мы сделали перевод этой карты на русский язык и сейчас ведем переговоры с комитетом по здравоохранению, чтобы внедрить такие карты для начала в работу службы «Скорой помощи».

Надо отметить, что более широкому внедрению альтернативных методов коммуникации, безусловно, способствует технический прогресс. Если тот же жестовый язык, позволяет общаться только тем, кто его специально изучил, то современные «девайсы» дают возможность наладить контакт с любым «неподготовленным» слушателем.

Анна Федосова демонстрирует планшет с установленной на нем бесплатной программой, позволяющей создавать «кнопки» по нужным темам:

- Тут у нас папка «Школа». Мы с учителем обговариваем заранее, что будет, я готовлю нужные кнопки, и Ульяна может при их помощи отвечать на уроке. А однажды у меня появилась мысль: что еще мы можем таким же образом сделать? Я сформулировала ответы на вопросы, которые обычно задаются в кафе при заказе. Ульяна попробовала общаться самостоятельно. И что поразительно: абсолютно нормальная, адекватная реакция окружающих. Никто не убегал, не прятался. А Ульяна - что просила, то и получила.

На видео, где девочка сама делает заказ в кафе, видно, что у стоящей за стойкой женщины лицо слегка растерянное. Она задает вопрос о том, какой блинчик желает получить посетитель, поглядывая на маму. Мама принципиально молчит, а палец Ульяны уже жмет на кнопку на планшете. Женщина прислушивается к звучащему из планшета голосу, принимает заказ, уточняет, какой напиток желает посетительница уже непосредственно у девочки, и терпеливо ждет, пока ее палец найдет нужную кнопку.

- Когда мы, профессионалы, собираемся на конференциях и семинарах, часто звучит: «Мы-то знаем, да общество не готово», - говорит Виктория Рыскина. - Нашей акцией мы хотим не только привлечь внимание людей, но и показать, что общество уже в состоянии общаться альтернативными методами.

Помимо большого количества мероприятий для специалистов в рамках Международного месяца альтернативной коммуникации в городе будут проведены открытые мероприятия, на которые могут прийти все желающие. Подробнее о программе акции можно прочитать на сайте pro-aac.ru.

Открытые мероприятия в октябре

12.10 в 19.00
«Открытые мастерские», Лиговский пр., 99
Лекция «Моя альтернативная жизнь». Пользователь и разработчик систем ААС участник специальной сессии международного саммита ООН в 2016 году Иван Бакаидов.

14.10 в 19.30
Книжный магазин «Порядок слов», наб. р. Фонтанки, 15
Демонстрация документального фильма о жизни глухих в Никарагуа «Жизнь без слов». Профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Утехин.

21.10 в 19.30
Музей Анны Ахматовой, галерея «Сарай»
Тренинг «Счастье - когда тебя понимают». Психолог Юлия Бурлакова.

27.10 в 19.00
Открытые мастерские, Лиговский пр., 99
Мастер-класс по жестовому языку и жестовой песне. Марина Субботина, языковой центр «ЛИГМИР».

НАША СПРАВКА

ААС - альтернативная и аугментативная (поддерживающая, расширяющая) коммуникация - может быть постоянным дополнением к человеческому общению или применяться временно. Современное использование AAС началось в 1950-х годах лицами, утратившими способность говорить вследствие оперативных вмешательств. В течение 1960-х и 1970-х с возникновением на Западе движения по социализации людей с ограниченными возможностями выросла потребность в развитии их коммуникативных навыков с помощью жестов и графических символов. В 1980-х годах AAС начала представлять уже самостоятельную область. Новейшие технологии, включая карманные компьютеры и синтезаторы речи, коммуникационные устройства, продуцирующие речь, обеспечили возможность коммуникации лицам с физическими ограничениями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (5806) от 11.10.2016.


Комментарии