Подоить березку

Субботник необязательно должен быть в субботу. И необязательно – один день. В окрестностях поселка Воейково – десяток километров от КАД по Колтушскому шоссе – его устроили в минувший четверг. Прихватив еще и пятницу. «Драили» не сам поселок – он после зимы давно уже чистенький, прибирали... окрестные березовые рощи! Готовились к «березовому» празднику.

 Подоить березку | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Сокопровод для целой рощи

Вообще-то «березовые» торжества, по народному календарю, на Троицу приходятся. И называют тот день «зелеными святками». Тогда же идут в рощу, чтобы березку «заломати», ветви «заплетати» и «кудрявую завивати». В навязчивой идее проделать все эти манипуляции есть, оказывается, свой смысл.

На Руси существовало поверье, что береза и ее ветви обладают особой силой. Это связано как со способностью растения к постоянному обновлению, так и с его природными свойствами: сокодвижение у березы начинается раньше, чем у других деревьев. Поэтому, согласно поверьям, она приносит добро, изгоняет болезни.

И только с этого дня – с Троицы – можно было «ломати» березовые ветки на банные веники.

Но до Троицы еще дожить надо, в нынешнем году она будет 31 мая. А «березовый» праздник, случившийся в минувшую субботу на территории Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, носил официальное название «Фестиваль березового сока». Проводился он во второй раз по инициативе группы здешних «сокодобытчиков» с доброго согласия местной администрации. Но если год назад фестиваль был скорее местечковым мероприятием, то в этом году он отличился большим числом участников и гостей. И расширенной географией: в Воейково приехал любопытствующий люд не только из Ленинградской области и Петербурга, но и из других «березовых» регионов России. А березовая у нас почти вся страна...

На фестивале любой и каждый мог воочию лицезреть процесс добычи березового сока, поучаствовать в мастер-классе этого, в общем-то, непростого дела. Мастера показали, как правильно, не травмируя, подсачивать (термин профессиональный) березы с использованием современных технологий. Продемонстрировали работу большого березового сокопровода, который соединил почти полсотни деревьев.

Потом настало время дегустации. Пробовали только что добытый сок, березовый квас, березовый сироп. Узнали, что такое замороженный березовый сок. Говорят, что уже нынешним летом он может найти свою нишу в торговой рознице Петербурга в качестве натурального охлаждающего напитка.

Выросший из рамок местечкового мероприятия фестиваль назвали «брендом Ленинградской области». И определили примерные сроки его проведения в будущем году. А между нынешним апрелем и будущим продолжит свою работу Клуб любителей березового сока под руководством, наверное, главного сокодобытчика в регионе Алексея Грибина.


«Свежий» сок осеннего разлива

Соковый поток весны-2015 тоже продержится на рынке какое-то время. Продукцию не найти в розничной торговле. Но для купли-продажи есть Интернет: свежий сок готовы доставлять до конца апреля по цене 60 целковых за литр. Березовый сироп – продукт круглогодичный. Недешевый, конечно: 500 рублей за 100-граммовый пузырек. Но зато его называют «концентрированным источником весенней энергии».

Впрочем, в розничной торговле березовый сок найти можно. Не совсем чтобы сок, скорее – его подобие. А именно: консервированный березовый напиток в трехлитровых банках, иногда в пол-литровых пластиковых бутылках. Стоимость: от 95 рублей за «стекло», от 55 рублей – за «пластик». Причем в гипер- и супермаркетах торговых сетей такой товар редкость. Пылятся банки и бутылки обычно в магазинах шаговой доступности. И еще – в сельских магазинчиках. Этакий «привет из СССР», когда такого сока на прилавках было много и продавался он по цене минимальной.

Описание технологии производства того, «советского», сока нам раздобыть не удалось. Если она кому-то известна не понаслышке, поделитесь знаниями! Нынешний же березовый консервированный сок делают/бодяжат, по утверждению знающих людей, из уже упомянутого березового сиропа. Отсюда – и несезонные даты на этикетках: «Произведено 18.10.2014». Ну не может натуральный (понимай: свежий) сок быть произведенным в середине октября.

Тем не менее аналитики сокового рынка относят такую продукцию к эксклюзивному сегменту. Почти наряду с соком мангустина или асаи. Правда, «эксклюзив» последних объясняется экзотическим происхождением плодов. «Эксклюзив» березы – потребительским предпочтением: березовый сок находится на непочетном тринадцатом (!) месте после всех прочих соков массового потребления, представленных в торговой рознице. Другими словами, сок этот на любителя. Покупают его в основном люди старшего поколения, объясняя свой выбор ностальгией по давно ушедшему времени.

...В прошлом году Российская ассоциация производителей соков объявила о том, что отрасль достигла докризисных объемов производства. То есть произвела более трех миллиардов литров соков и нектаров в год. Однако производство – это одно. Потребление – несколько иное.

По статистике, Россия выпивает чуть больше двух миллиардов литров соков и нектаров в год. Причем больше всего соковой продукции потребляется в столицах. «Среднестатистический» москвич, по утверждению аналитиков, выпивает 25 литров в год, петербуржец – около 23. Для сравнения: в Германии на каждого бюргера ежегодно приходится 42 литра соковой продукции.

Пьют россияне в основном сок отечественного производства – сейчас отечественная продукция занимает 95% рынка. Двадцать лет назад было с точностью до наоборот – столько же занимал импорт. Однако эксперты отмечают, что «отечественное» производство соков достаточно условно: чаще всего соковый концентрат прибывает из жарких стран, а в России его лишь разбавляют и разливают по упаковкам.

С осени прошлого года потребительская активность на соковом рынке падает. Причина – рост цен на продукцию в торговой рознице, связанный с девальвацией рубля. На концентраты, из которых делают соки, продовольственное эмбарго не распространяется. Но их покупают за валюту. Поэтому падение рубля привело к подорожанию соков как минимум на 50%. Дорогие соки стали еще дороже – их стоимость уже перевалила за 100 руб./литр.


Клен напросился
в конкуренты

Березовый сок известен практически во всех европейских странах, где растет это чудное дерево. В Англии бокал свеженькой «березки» можно заказать в кафе. В Швеции популярно шипучее вино из березового сока, своего рода шампанское. Березовый эликсир делают в Германии. А наши соседи финны свою «березку» отправляют на экспорт.

В Финляндии самый большой завод по производству березового сока находится в местечке Тохмаярви. Почти вся его продукция – 97% – экспортируется в страны Центральной Европы. Годовой оборот – около миллиона евро. На рынке биотоваров цена за пол-литровую бутылку березового сока может подниматься до 15 евро.

В прошлом месяце, в марте, «березовым» казусом отметилась Латвия. Отмечая свое председательство в Совете Европы, она преподносила гостям мероприятий разные подарки. В том числе горячительные напитки из березового сока. Подчеркнув национальную принадлежность этого напитка, латыши почему-то обозвали его Strong Vodka.

В Белоруссии сбор березового сока – профессиональный промысел, регулируемый государством. Более восьмидесяти лесхозов этой страны принимают в нем участие. С белоствольных красавиц «сливают» за сезон около тридцати тысяч литров «березовых слез». Основная часть идет на переработку (продукт все-таки скоропортящийся). Еще часть – на экспорт. Главная страна-импортер – Литва. Все оставшееся продают населению.

Неизвестно почему, но некоторые любители проводить аналогии сравнивают березовый сок с... кленовым сиропом. Особенно эти сравнения были часты накануне Олимпиады в канадском Ванкувере в 2010 году. Тогда писали: «Как вы думаете, что объединяет две такие разные страны, как Россия и Канада? Народы обеих стран издавна научились использовать свои природные богатства, добывая сахаристый сок древесных растений. В Канаде это растение – клен, в России – береза».

Дальше шли попытки сравнить полезность того и другого. «В отличие от обычного белого сахара, который в процессе обработки теряет все питательные вещества, кленовый сироп сохраняет калий, кальций и железо...». И тут же: «В березовом соке содержится множество полезных биологических соединений, которые образуют почти универсальное лекарство. Если выпивать хотя бы по стакану сока в день, то исчезнут сонливость, чувство усталости, раздражительность».

Тогда казалось: сравнение какое-то натужное. Сироп есть сироп, сок есть сок. Кленовый у нас не добывают... Ну это тогда, пять лет назад. На минувшем фестивале березового сока вдруг выяснилось: кленовый сок начали качать и у нас, в Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5447) от 27.04.2015.


Комментарии