По ведомству искусства

Сегодня в манеже Конюшенного ведомства открывается выставка «Большие картины» из собрания Музея истории Санкт-Петербурга - нового хозяина знаменитого памятника архитектуры.

По ведомству искусства | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как сообщил нашей газете Сергей Калюжин, заместитель директора музея, этим проектом ГМИ СПб показывает, что уже через три месяца после получения Конюшенного ведомства предъявляет памятник петербуржцам, одновременно демонстрируя малоизвестную часть своих богатейших фондов.

В то же время музей напоминает всем о необходимости срочно найти финансирование (государственное или частное) на обследование Конюшенного ведомства, часть корпусов которого находится в аварийном состоянии, на создание проекта реставрации и приспособления этого памятника к современному использованию, на сложные реставрационные работы.

В манеже, который выходит на набережную канала Грибоедова, на средства музея проведен косметический ремонт, устранены протечки кровли, осыпание штукатурки, выкрашен фасад. Теперь он безопасен для посещения публикой и для работы персонала, там поддерживаются параметры температуры и влажности, которые позволяют показывать живопись, другие произведения искусства и предметы из музейных фондов в течение теплого сезона. На лето 2018-го к чемпионату мира планируется выставка «Мы все больны футболом». Но и в этом году, если осень будет сухой и теплой, готовится выставка «Фотография Ленинграда - Петербурга, 1980 - 1990-е».

Первое, что радует, когда входишь в манеж, - там нет запаха бензина. В феврале, во время нашего предыдущего посещения Конюшенного ведомства, запах чувствовался даже во дворе. Напомним: в советские времена здание занимали милицейские гаражи, емкости с горючим были закопаны во дворе, они протекли, бензин и масла смешивались с грунтовыми водами. Их долгое время откачивали из подвалов манежа, пока не устранили запахи, хотя все понимают, что сложная работа по гидроизоляции еще впереди.

Завтра первая выставка в манеже распахнет двери для широкой публики. Небольшой вводный зал расскажет посетителям об истории Конюшенного ведомства, первое здание которого появилось почти 300 лет назад, а нынешнее - образец классицизма - построено в 1817 - 1823 годах по проекту Василия Стасова. В ротонде представлена мультимедийная программа о выставленных полотнах.

Главное двухсветное пространство манежа занимает площадь около 1,1 тысячи кв. метров. По центру размещены семь «картонов» - это эскизы в натуральную величину для мозаичного панно «Победа» (13 х 4 м), созданного Иваном Ураловым, Никитой Фоминым, Сергеем Репиным для Памятного зала монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.

С правой стороны от входа, как и положено правому искусству, выставлены полотна мастеров социалистического реализма. Картины Владимира Серова и Николая Корчагина на темы истории Ленинграда были созданы для Мариинского дворца, когда там работал Ленгорисполком. Их демонтировали в 1993 году при воссоздании исторического облика дворца и больше не показывали. Пропагандистская картина Серова «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина, вперед, к победе!» была сделана для Музея обороны Ленинграда в Соляном городке предположительно в 1944 году. После «оттепели», в 1965-м, ее списали, она подлежала утилизации, но сохранилась в фондах ГМИ СПб.

Слева показаны фишки живописной коллекции музея - три картины учеников Павла Филонова - Бориса Гурвича, Дмитрия Крапивного и Евгения Кибрика. Они были созданы в 1927 году для знаменитой выставки «Мастера аналитического искусства» в Шуваловском дворце. Четыре сюрреалистических полотна принадлежат кисти Юрия Жарких, лидера ленинградского неофициального искусства в 1970-е годы.

Как сообщил нам Андрей Корольков, руководитель службы эксплуатации ГМИ СПб, музей взял Конюшенное ведомство под свою опеку еще в октябре прошлого года. 16 февраля нынешнего года было получено свидетельство о передаче здания музею в оперативное управление. Любопытная деталь: в документах указано, что из 13,5 тысячи кв. метров сохранилось 9 тысяч. Остальные либо разобраны инвестором, который собирался превратить памятник в апарт-отель, либо разрушились от многолетнего небрежения.

После получения здания музей составил план первоочередных антиаварийных работ. Он включает ремонт кровель, усиление фундаментов и конструкций северо-западной части здания, в том числе колоннады (после этого город может начать ремонт набережной реки Мойки), ремонт лицевых фасадов, благоустройство двора с удалением из-под земли цистерн и рекультивацию грунта.

Все эти работы должны быть проведены в 2017 году, на них выделено около 270 млн рублей.

Что касается общей стоимости реставрации и приспособления Конюшенного ведомства, то никто сейчас не рискнет ответственно назвать сумму, но, очевидно, речь идет о нескольких миллиардах рублей. Государство такие расходы сразу не осилит, если только их не растянуть на долгие годы. А это чревато для сохранности памятника.

На днях состоялось заседание Совета по культуре и искусству при губернаторе Санкт-Петербурга. По источникам, Музеем истории города был представлен эскиз концепции, которая не отличается от опубликованной ранее комитетом по культуре. Позиция музея сводится к тому, что самое ценное в этом архитектурном памятнике - две стометровые галереи конюшен - должны стать выставочным пространством для крупных межмузейных проектов, двор предназначается для концертов академической музыки, фестивалей художников и ремесел. В манеже кроме выставок могут проводиться спектакли и конференции, например, Конгресс петровских городов, ежегодно проходящий в ГМИ СПб. Здесь легко поместятся более одной тысячи человек.

Предполагается, что на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме будет заключено соглашение с инвестором о финансировании реставрации и приспособления Конюшенного ведомства, но его подробности не разглашаются.

Редакция благодарит Ольгу Скоробогатую, руководителя пресс-службы ГМИ СПб, за помощь в подготовке материала.



Комментарии