По следам невезучего Молдобая

22-летний выпускник автодорожного техникума Алибек Джумагулов приехал в Петербург из киргизского Нарына по совету своего дяди Молдобая. «Езжай в Россию - в Москву или Петербург, там работы очень много, не пропадешь. Хоть дворником да устроишься, денег своим заработаешь», - настойчиво убеждал дядя. Правда, собственный пример родственника, скорее, говорил об обратном: несколько лет назад он совершил две попытки «закалымить» в России - и обе окончились неудачей.

По следам невезучего Молдобая | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Контролируемый выезд

Поначалу все вроде устраивалось и с работой, и с жильем: то и другое помогли найти земляки (за определенную плату). И с оформлением многочисленных миграционных бумаг посодействовали. Да только через несколько месяцев на невезучего Молдобая посыпались неприятности. На стройке, куда он устроился разнорабочим, перестали платить зарплату, а его документы при первой же проверке на улице посчитали недействительными и выписали штраф. Стало нечем рассчитываться за угол в большой, но очень запущенной, перенаселенной комнате в коммуналке, не на что купить обратный билет (в УФМС ему сказали: контролируемый выезд для него лучше депортации). Даже на еду денег не осталось, что уж говорить о переводах, которых заждались на родине...

В первый раз все кончилось более-менее благополучно: выручили дальние родственники, давно осевшие в Петербурге и получившие российское гражданство, а с ним и прописку, стабильную работу и уверенность в завтрашнем дне. Они ссудили деньги на поездку домой. А во второй раз дядины мытарства закончились и вовсе плохо - выдворением и запретом въезжать в РФ в течение пяти лет.

Тем не менее дядя сохранил оптимизм и веру в то, что в России племяннику удастся встать на ноги - надо только не совершать ошибок, которые совершал он, Молдобай. Например, не верить «доброхотам»-землякам, а на деле мошенникам, которые выманят деньги и обманут.

- Я решил не торопиться и не поехал, как мои друзья, наугад «в никуда», - рассказывает Алибек. - Вместо этого отправился в Бишкек, где, мне сказали, есть контора, занимающаяся вербовкой рабочих для России. Там мне долго оформляли бумаги, заполняли анкеты, рассказывали, как и где можно будет устроиться, и даже организовали по скайпу собеседование с кадровиком одной петербургской строительной компании. И хотя я старался выглядеть солидно, меня в эту компанию не пригласили. Приезжай, мол, когда будет опыт работы. А где его получить, если в родном Нарыне работы давно нет... Но я не стал отступать, решил: подожду. И скоро мне сказали: можешь поехать, поработать в коммунальном хозяйстве - денег будет немного, но на жизнь хватит. Тем более что теперь киргизам тратиться на патент не нужно (вместе с обучением языку, экзаменом, медосмотром и налогами это обошлось бы в 60 - 70 тысяч рублей). Да можно будет получить место в общежитии. И я согласился. Конечно, ради зарплаты 14 - 16 тысяч не стоило бы ехать, но я подумал: поработаю, осмотрюсь и найду другую, получше. Зато будет пристанище на первых порах и возможность без проблем и риска легализоваться в России...

Семеро смелых

Так оно и вышло. Представитель организации встретил Алибека и еще семерых киргизов в аэропорту «Пулково», прибывших развезли по конторам, где они подписали уже готовые трудовые договоры. На миграционный учет работодатель их тоже поставил. После чего парней направили в «общежитие» - один из петербургских доходных домов.

- Мне там понравилось: здание после ремонта, мебель новая, стиральные машины, столовая... В целом условия оказались лучше, чем в общаге нашего техникума, - продолжает Алибек. - Еще мне понравилось, что там были люди, следившие за порядком, вроде воспитателей. Поэтому никаких безобразий, пьянок-гулянок и скандалов не было. Мужики, если хотели выпить, делали это тихо-незаметно, сидя по комнатам, - боялись, что выгонят. Наверное, арендовать койко-место за те же три тысячи рублей в месяц в городе можно, но это совсем другое дело: бытовая неустроенность, теснота, грязь, куча разных проблем и неприязнь соседей. Мне дядя про такое рассказывал...

Несмотря на то что соседями по этажу оказались представители не всегда дружественных друг другу народов, в мигрантском общежитии пресловутый «национальный вопрос», по словам Алибека, был не особенно актуальным.

- У нас дома узбеки держатся друг за друга и не станут иметь дела с таджиками, северные киргизы недолюбливают южан, и наоборот, - говорит мигрант. - А здесь все перемешаны: русские и украинцы (их больше всех), молдаване, киргизы, узбеки, таджики. Встречаются китайцы и вьетнамцы. Никто их по комнатам не разделяет - как поселит работодатель, так и живут. Разборки устраивать им некогда - надо зарабатывать, да и сил на конфликты ни у кого не остается. Но главное - рисковать комфортной общежитской жизнью никто не хочет. Здесь тебя и покормят, и белье поменяют, и места общего пользования приберут. Времени на самообслуживание уходит минимум, есть возможность отдохнуть после работы.

Бегом от проверок

Сейчас Алибек раздумывает над будущим. Появилась возможность уйти из уборщиков улиц в дорожные строители. Там и зарплата чуть ли не вдвое больше, и опыт работы по специальности наконец-то появится.

Однако новый работодатель никаких социальных гарантий не дает: ни жилья, ни подвоза к месту работы. Да и зарплату, есть подозрение, намерен платить «серую».

- Самое ценное для мигранта - уверенность в собственной легальности, надежность статуса, - полагает молодой киргиз. - Чтобы ты не боялся полицейских проверок, спокойно ходил по улицам, ездил в метро, посещал городские праздники на Дворцовой площади - словом, жил, как все горожане. Проблема в том, что оказаться вне закона в России рабочему-иностранцу очень легко. Настолько, что и сам не заметит. Моего приятеля - соседа по этажу выселили из общежития и тут же лишили регистрации из-за того, что отдел кадров фирмы, где он работал, забыл продлить с ним контракт. А человек честно работал и ничего не нарушал. Другой мой приятель-таджик вынужден был уехать потому, что бросил место разнорабочего в гипермаркете и устроился на стройку каменщиком (у него и «корочки» соответствующие были!), а тут проверка: в патенте-то записана специальность «разнорабочий». Патент он на год вперед оплатил, не менять же его... В общем, все заработанное он потратил на штраф и билет домой... Поэтому я даже не знаю, что важнее: дополнительные десять тысяч заработка или надежность, порядочность работодателя. Я, конечно, хочу перейти в строительную сферу, но только при условии, что меня оставят жить в этом или другом доходном доме, среди таких же, как я, приезжих. И еще мечтаю найти такое место, где нужно было бы еще чему-нибудь научиться. Например, класть плитку или кирпичи. Неплохо бы освоить и отделочные работы - хочу все уметь. А заработаю денег, вернусь домой - сам себе дом построю, - мечтает Алибек.

#мигранты #гарантии #статус

Комментарии