Паруса без воды
Говоря о парусной жизни в нашем городе, уместно вспомнить сакраментальную фразу: есть две новости - хорошая и плохая. С какой начнем? Лучше, конечно, начать с хорошей. В настоящее время Петербург находится на восьмой строчке рейтинга парусных столиц Европы и, по оценкам экспертов, в ближайшие годы может войти в тройку. В этом году наш город ожидает около 60 яхтенных мероприятий разного масштаба. А плохая новость заключается в том, что часть из них может не состояться.
ФОТО Владимира БЛАНКА/ИНТЕРПРЕСС
2017 год начался с побед: петербуржец Андрей Балякин, выступающий в сноускайтинге, занял первое место на чемпионате России и второе - на мировом первенстве. В Петербурге прошли чемпионат России по буерному спорту в классе «Монотип-ХV» и еще несколько соревнований по другим видам «зимних парусов». Одним словом, парусный сезон открылся задолго до выхода яхт на открытую воду.
В этом году северная столица будет принимать крупнейшие российские и международные регаты: этап чемпионата мира в классе M32 - World Match Racing Tour, который пройдет у стен Петропавловской крепости; этап Кубка Европы по виндсерфингу; чемпионаты России в классах Open 800, «Четвертьтонник», «Дракон», «Л-6», SB20; первенство в олимпийских и международных классах яхт, финиш офшорной гонки Nord Stream Race, этапы Лиги чемпионов Европы и Национальной парусной лиги и другие. Традиционно в конце сезона пройдет одно из старейших спортивных событий - чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту.
Но... многие из этих мероприятий могут оказаться под большим вопросом. На целый месяц питерские водоемы собираются закрывать для движения в связи с проведением футбольного Кубка конфедераций. Поначалу, как известно, Минтранс замахнулся на всю воду и весь период проведения этого эпохального события. Потом, после переговоров с городскими властями, не пожелавшими терять доходы от туризма в самый выгодный сезон, запреты оставили лишь для акватории вблизи стадиона на Крестовском и только в дни матчей (коих, напомню, у нас планируется четыре). Однако как раз именно в эти дни и именно на этой акватории и должны проходить многие из яхтенных соревнований! В том числе и детские...
- Есть ли у вас какой-то «план В»? - спросил я у президента Санкт-Петербургского парусного союза Сергея Алексеева. - Ведь ясно же, что на воду в эти дни яхты не пустят. Безопасность - святое дело.
В ответ Сергей Павлович только развел руками - дескать, будем пытаться вести переговоры. Прозвучало это, увы, неубедительно. Организации, которые ведают данной темой, - это, как известно, тот лом, против которого нет приема. Остается надеяться только на чудо...
Увы, это далеко не единственная проблема, которая сегодня стоит перед питерским яхтингом. Ни для кого не секрет, что в городе фактически осталось три действующих яхт-клуба: «Балтиец», Яхт-клуб Санкт-Петербурга и Центральный речной. Все остальные под тем или иным предлогом раздавлены строительным бизнесом.
Яхты-«изгнанники» перебазировались на три вышеперечисленные площадки. Но первая из них уже забита «под завязку», вторая - в стадии глобальной реконструкции, третья - в ситуации перманентного кризиса.
О проблемах Центрального речного яхт-клуба профсоюзов наша газета писала неоднократно. В дебатах о будущем прославленной питерской «колыбели яхтсменов» столкнулись две непримиримые концепции. Бизнес предполагает реализовать здесь выгодный коммерческий проект. И в том, надо сказать, уже преуспел - атмосферу «вечного праздника» создают работающие на территории яхт-клуба более десятка ресторанов. К ним, по имеющемуся проекту, должны прибавиться променад с бутиками и апарт-отель на 240 номеров.
Яхтсменам, разумеется, вся эта красивая жизнь глубоко чужда. Они требуют, чтобы яхт-клуб оставался яхт-клубом. И даже представили альтернативный проект, в котором вроде бы удалось свести концы с концами, обеспечив развитие территории без «культурно-развлекательной» составляющей. Найти компромисс предполагалось еще год назад, но... дискуссия как-то завяла. И на прямой вопрос, в каком же состоянии дело, Алексеев честно признался: ни в каком. Тема перешла в стадию «вялотекущей болезни».
Но Сергей Павлович напомнил и еще об одном выходящем за рамки здравого смысла факте. Центральный яхт-клуб до сих пор не имеет... договора на водопользование. Помнится, еще больше года назад мы говорили об этом с председателем Ленинградской федерации профсоюзов Владимиром Дербиным (статья «Волна в аренду» от 2 марта 2016 года). Тогда он объяснил это тем, что договор был расторгнут еще пять лет назад, когда выяснилось, что он был заключен без аукционов. Хотя, когда его заключали, никаких аукционов не было и в помине. Ситуация «зависла», и почему-то столько лет никто ничего сделать не может...
Что это значит? А то, что ни одна из яхт здесь, строго говоря, не имеет права не только отойти от берега, но даже быть спущенной на воду. И ходят они лишь в силу того, что строгость российских законов, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Утешение, прямо скажем, слабое - отходя от причала, яхтсмен всякий раз не знает, вернется ли обратно или закончит путь на штрафстоянке.
Впрочем, в любую секунду поставить питерские яхты на прикол можно и на других вполне законных основаниях. Например, по требованию регистра, отказывающегося выдавать регистрационные документы судам старше 25 лет. А наши яхты едва ли не все еще советских времен. Латаные-перелатаные своими хозяевами, они еще вполне на ходу и... все равно оказываются вне закона.
Яхты стригут под общую гребенку, приравнивая их к обычным морским судам. Потому что в отличие от других государств никаких специальных законов для парусников у нас нет. Наш законодатель парусов не признает - это давно известно. В свое время мы так «благополучно» потеряли фрегат «Штандарт» - его попытались втиснуть в рамки законов, к коим он никакого отношения не имел и иметь не мог. В результате красавец-парусник, гордость Петербурга, теперь радует Европу - там к нему вопросов нет.
Тот же общий подход - к выдаче капитанских дипломов. Документы эти периодически надо обновлять. И вдруг оказывается, что опытнейшему яхтенному капитану надо сдавать экзамен наравне с капитанами больших судов. Надо ли объяснять, что это две разные профессии. Но выйди на воду с просроченным дипломом или без такового - рискуешь нарваться на штраф. Хотя, что греха таить, многие, конечно, порядок нарушают - иначе бы сидеть им на берегу неизвестно сколько.
Впрочем, с горечью констатирует Алексеев, откуда-то появился рынок «левых» дипломов, которые получают хозяева новых дорогих яхт. Эти люди ни по квалификации, ни по опыту на капитанское звание не тянут. И потому время от времени попадают в аварии. Чего раньше не было практически никогда.
Знамение времени: яхта для некоторых - всего лишь дорогая игрушка, признак финансового успеха. Однако истинных профессионалов, хранящих стандарты, мораль и традиции питерского парусного спорта, у нас гораздо больше. И, к радости яхтсменов, увеличивается количество детей, желающих приобщиться к этой романтике. Сегодня в городских детских парусных школах проходят обучение более 600 человек.
Как заявляет председатель тренерского совета Санкт-Петербурга Олег Чугунов, в сборной России сегодня 28 петербуржцев, выступающих в разных классах яхт. На последнем Кубке России наши земляки завоевали 10 призовых мест в шести классах.
Правда, сколь долго мы сможем поддерживать этот уровень, не очень понятно. Яхт олимпийского класса у нас в городе катастрофически не хватает. Мальчишки и девчонки, вдохнувшие «парусного духа» на маленьких детских швертботах «Оптимист», откатаются еще на небольших «молодежных» яхтах, а потом им расти уже некуда. Откуда взяться смене, которая пойдет бить рекорды?
Комментарии