Онлайн-курсы: играй или проиграешь
«Мы видим, как высока глобальная конкуренция, наши студенты доступны лучшим университетам мира. Если мы не включимся в игру, лучших абитуриентов нам будет доставаться все меньше». Такой прогноз прозвучал в Политехе на заседании Ассоциации ведущих вузов России. В реальности российская молодежь вряд ли массово рванет в гарварды и оксфорды, но виртуально - вполне. Российские вузы выложили в Интернет полторы сотни курсов, на них записались более 850 тыс. человек. А все равно в Минобрнауке говорят: доверие к онлайн-курсам у населения не сказать чтобы высокое.
Иллюстрация Toria/ yayimages / ТАСС
Из реала в виртуал
- Когда четыре-пять лет назад появились онлайн-курсы, произошел интересный системный сдвиг, - говорит Василий Третьяков, зам. проректора Уральского федерального университета (УрФУ).
Дистанционным технологиям уже лет тридцать, брались за них вузы, мягко говоря, разные по качеству, но мировые университеты-лидеры нос воротили. Статистика массовых онлайн-курсов принципиально другая. 60 - 70% из них - продукт университетов, входящих в топ-20 в своей стране.
- Онлайн-курсы - открытие университета миру. На такое решаются, если уверены в качестве образовательных программ, - говорит Третьяков.
У онлайн-курсов еще одно свойство - они влияют на структуру высшего образования, поскольку студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс - в МГУ, курс - в СПбГУ, курс - в УрФУ... Когда такое было?
Рост в секторе массовых онлайн-курсов - 23% в год. Еще бы! Это доступно - бери материалы хоть от Массачусетской техноложки, если английский знаешь. Удобно - сам выбирай время учебы. Бесплатно - за деньги только сдача экзаменов и сертификаты.
В России с 2015 года действует национальная платформа «Открытое образование». Ее создали восемь ведущих вузов - объединили усилия и теперь выкладывают свои курсы. Напомним (мы об этом писали 9.03.2017), записаться и получать материалы может любой, это бесплатно - платишь 1 тыс. рублей, только если желаешь сдать экзамен и получить сертификат. Причем в России все онлайн-курсы соответствуют учебным программам, так что студент может освоить дисциплину не в своем невыдающемся вузе, а в крутом столичном, и ему зачтется.
- Этот проект удался, потому что ведущие вузы объединили свои усилия, - рассуждает Елена Разинкина, проректор по образовательной деятельности Политеха.
Вузам пришлось изрядно раскошелиться (обзавестись своими студиями для записи курсов, поскольку съемки на стороне дороги) и объясняться с консервативными преподавателями, что хуже не будет. Руководство Политеха было озадачено, узнав, что профессорско-преподавательский состав поначалу на всякий случай дублировал свои онлайн-курсы очными занятиями. Дабы увериться, что качество не пострадало.
Впрочем, в СПбГУ, к примеру, увидели неожиданный эффект новшества. Университетский онлайн-курс «История России» (его используют и в других российских вузах) заставил авторов подкорректировать и свои обычные занятия. Потому что вещать на всю страну - это другого уровня обратная связь, критика и предложения.
Доверяй и проверяй
Наши вузы рапортуют о сотнях тысяч записавшихся на курсы. Но...
- Уровень недоверия к онлайн-курсам пока довольно высок, - констатирует Владимир Тимонин, замдиректора департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Хотя на платформу «Открытое образование» выкладывают курсы только вузы «с именем», но все же в России пока нет независимой экспертной оценки подобного продукта.
Платформа «Открытое образование» - молодая и рьяная: ее доля самая большая, 26% всех русскоязычных курсов. Другие весомые игроки - международная площадка Coursera (ее русскоязычная часть), проекты «Универсариум», UNIWEB, UNIVERSALITY и петербургский «Лекториум». И вузы наловчились по-разному использовать площадки: скажем, платформу «Открытое образование» - для курсов основных программ бакалавриата и магистратуры, Coursera - для технических направлений, «Лекториум» - для потенциальных абитуриентов.
Абсолютный лидер по образовательным курсам, по данным CourseBurg, - Высшая школа экономики: она выложила 99 (учитывались сведения до 30 октября 2016 г.). Из городов с огромным отрывом лидирует Москва.
- Над этим стоит задуматься, - предупреждает Елена Разинкина. - С таким перекосом основная масса студентов сориентируется в онлайне на московские вузы.
Самая популярные темы (33%) - экономика и бизнес, и тут всех на круг опередила ВШЭ. На втором месте - естественные науки и медицина (18%), на третьем - гуманитарные науки и образование (12%), дальше идут математика и обработка данных, культурология, робототехника, журналистика и пиар (тут основательно окопался МГИМО).
Что такое «плавно тронуться»
- Для технических университетов онлайн-курсы более ресурсоемкие, - говорит Андрей Лямин, директор Центра дистанционного обучения Университета ИТМО. - Нужны виртуальные лаборатории, симуляторы, сложные программные элементы.
Проблему образно объяснил Вячеслав Шкодырев, директор политеховского НТК «Математическое моделирование и интеллектуальные системы управления». Читали ведь в правилах автовождения: сцепление, поддали газу, плавно отпускаем сцепление и плавно трогаемся.
- Какими бы красивыми интерфейсами мы ни разъясняли фразу «плавно тронуться», этого не поймешь, пока не почувствуешь, - резюмирует Шкодырев.
И каким должен быть виртуальный тренажер, чтобы на нем можно было «плавно тронуться»?
- Любой студент из любой точки земного шара может поработать с нашими реальными роботами, - говорит Вячеслав Шкодырев. Сейчас Политех со своими виртуальными лабораториями входит в международный проект «Синергия»: в нем 17 университетов и будет больше. Между тем Шкодырев характеризует себя и своих коллег как «сторонников традиций, старой школы»:
- Все наши дискуссии мы начинаем с ключевого вопроса: «Не потеряем ли мы за этими красивыми электронными картинками качество инженерной подготовки?».
Цель-то не просто не потерять, а улучшить эту подготовку. Тем более что в разработке онлайн-курсов участвуют промышленники (которые, как известно, не в восторге от практической подготовки выпускников вузов).
Дни открытых дверей
Открытость - это не только «про курсы». Если база «Открытый Политех» - это площадка для всех электронных научных и образовательных ресурсов вуза, то «Открытый университет» от СПбГУ - это доступ к информации об управлении Университетом.
Как поясняет проректор по учебно-методической работе СПбГУ Марина Лаврикова, когда вуз оценивают всевозможные проверяющие организации, пункт «открытость» имеет самый большой вес.
Идеальный вариант - когда любой человек может получить нужную информацию, просто зайдя на сайт вуза. На площадке СПбГУ выкладывают материалы ректорских совещаний и заседаний Ученого совета. Можно прочитать, к примеру, запрос о позиции Университета относительно передачи Исаакиевского собора (ответ - «...университетом, как организацией в целом, никакого мнения по данной ситуации не формировалось») или жалобу университетского слесаря-электрика по поводу невыплаченной премии.
С прошлого года в Интернете транслируются защиты диссертаций; скоро в онлайне можно будет наблюдать все магистерские выпускные. Дипломная по физике, может, и не привлечет широкую зрительскую аудиторию, но актерский экзамен на факультете искусств СПбГУ - вполне.
Не ждать милостей от государства
Василий Третьяков не только проректор УрФУ - он и председатель правления той самой ассоциации «Национальная платформа «Открытое образование», и один из идеологов проекта «Современная цифровая образовательная среда». Последний вошел в пятерку приоритетных для Минобрнауки.
«Цифровая среда» - это создание условий для непрерывного образования для всех, от школьников до взрослых, желающих подучиться/переучиться.
Третьяков считает, что разовое вливание государственных денег в создание хороших курсов не выход. Идея в обратном: в создание курсов вкладываются сами вузы, но государство создает среду, в которой эти курсы будут широко применяться. Должна быть и экспертная оценка, и система взаиморасчетов между вузами за курсы. Так разработчики возместят свои затраты, а то и получат прибыль.
- Потенциально проект создает равные условия для всех вузов, и не только для вузов, но и для других организаций, - считает Василий Третьяков.
Гипотетически институт уездного Зазаборинска может разработать суперкурс, который встроят в свою учебную программу видные вузы. А может, в Зазаборинске найдутся умники, которые вне всяких вузов продумают сверхпопулярный курс и выйдут с ним на образовательный рынок, не заморачиваясь созданием образовательной организации, лицензированием и т. п.
Цель проекта «Цифровая среда» - 11 млн обучающихся на онлайн-курсах к концу 2025 года. Третьяков считает эту цель не ахти какой амбициозной: даже если вузы не будут напрягаться, через десяток лет 11 млн россиян и так будут учиться в Интернете.
Правда, если российские вузы не станут напрягаться, учиться мы будем в других университетах.
Комментарии