Марина УДАЛОВА
Общество
16 октября 2014
Обратная тяга
Мои дети решили променять северную столицу на деревушку под Старым Изборском. Продали квартиру, купили избу 1940 года постройки, 50 га поля за ручьем с бобрами, определили детей в изборскую школу и зажили в ладу друг с другом и с собой. И я их понимаю _ города, как большие муравейники из стекла и бетона, выжимают из нас последние силы, превращая в неких урбанистических зомби, курсирующих между работой и квартирой. А в деревне и жизнь дешевле, и нравы чище.
Сергея ГРИЦКОВА Только сбежав от цивилизации в домик с «окнами в лес», начинаешь понимать мудрость и красоту природы.
В магазине жизнь не купишь!
Дочь увлекается историей русского костюма, все, как наши прадеды, шьет вручную _ курсы при Этнографическом музее научили многому. «В мегаполисе себя не вспомнить. Себя _ значит корни, истоки собственной личности, очень особенных индивидуальных черт характера, увлечений, _ говорит дочь. _ В многолюдном городе мы все играем зачастую нам не свойственные стандартные социальные роли, а там внутри у каждого есть все: и твои национальные черты, и память предков, и те просторы, в которых душе комфортно и радостно».
Найти себя в городском театре трудно. Статус Петербурга диктует свои правила: в погоне за имиджем и уровнем образования, отдыха, медицинского обслуживания, погребения, наконец, проходит вся жизнь горожанина. Элементы духовности, поддерживающие личность на плаву, в городе также безбожно коммерциализируются: малый сквер с тремя рябинками отдается под застройку торговому центру, храм, это естественное прибежище духовности, все чаще начинается с лавки, как театр с буфета, тривиальный выезд «на природу» _ со стояния в трехчасовой вонючей пробке, а горе похорон _ с «естественных» в своей громадности поборов!
Но всякой еще живой душе хочется перестать брюзжать по этому поводу и восстановить естественный порядок _ сохранить дух, оживляющий тело. Раз город не переиначить _ живые души его покидают. Надо сказать, за два последних года _ в массовом порядке. И резон «дорого жить» _ один из главных среди причин переезда молодых семей в деревни и поселки Новгородской, Псковской и других русских губерний _ откровенно обнажает свою суть: в Петербурге дорого просто существовать, а жить в нем, сохраняя здоровье личности, уже невозможно ни за какие деньги _ жизнь в городе-магазине не купишь. Так что же представляет собой жизнь, за которой молодежь уезжает в провинцию?
Душа русских равнин
Есть такое понятие, как видеоэкология _ наука о влиянии визуальных образов на психику. Она свидетельствует: изобилие плоских поверхностей, серый цвет, упорядоченные структуры и повторяющиеся детали угнетают психику настолько, что жители новостроек грешат самоубийством на 40% чаще, чем обитали центра города. Так же как нормативное отсутствие в интерьере милых безделушек и глупых вещиц, собирающих пыль и захламляющих дорогой интерьер, ведет жильцов незаметно и неизбежно к стрессу. Однако жить в отремонтированном старом фонде центра да еще и в стиле ретро _ уже несбыточная мечта для молодой семьи: во-первых, супердорого, во-вторых, центр уверенно расселяется под офисы. Мегаполис из города-музея постепенно превращается в город-магазин, город-офис.
А в дочкином доме _ светлая просторная горница с занавесочками на окнах, вязанными тоненькими нитками крючком, за ними _ цветы, русская печь одним боком обогревающая две детские кровати _ простые деревянные, в красном углу _ иконы, под ними семейная библиотека, Посреди гостиной _ большой стол, за которым вечером собирается вся семья _ за тихим разговором каждый занимается своим делом: внук тихо наигрывает на гитаре, дочь шьет или плетет (есть в доме и ткацкий станок, оставленный в наследство от прежней хозяйки), внучка рисует, зять общается с заморскими партнерами в Сети, юная кошка Муська мешает всем.
К слову, все убранство для дома и вся одежда для детей создаются дочкиными руками. Сарафаны, домашние порты, русские рубахи, шушуны _ диву даешься, насколько русские женщины умели красиво и удобно одеваться и одевать детей. От заказчиков у нее нет отбоя. Вот только зять, яхтенный капитан, пока не может позволить себе никакого эксклюзива, кроме теплого капитанского свитера, _ по профтехсоображениям. Он бывает в деревне вахтами _ благо свой автотранспорт имеется. В его отсутствие дочь _ и секретарь по переписке на английском с его партнерами, и садовник, и архитектор нового дома, и завхоз, и просто мама, не замученная всеми прелестями городского жития.
Внучке Василисе восьми лет никто не запрещает лежать на траве, ходить босиком и горланить в саду песни _ в избытке чувств и когда душе угодно. Правда, в деревне она _ одна девочка и играть ей не с кем, кроме брата. «Ничего, _ решила она, _ зато в школе у меня будут подружки». В деревне вообще с десяток домов, в которых доживают свой век бабушки.
За окном в палисаднике _ солнечный полдень или дождливый вечер, сразу за дверями дома _ сад, за ним _ ручей с бобрами и поле с перелеском. Семейство аистов на столбе. И никаких однообразно повторяющихся деталей, ни одного серо прожитого дня. «Свобода и возможность для души расцвести в заданном Богом потенциале _ без нежити: обезумевшей рекламы, корпоративных нормативов, социальных норм потребления, без бреда кровавых телесериалов, транспортного столпотворения и собственной подвинутости на имидже в технопространствах новомодных игрушек, _ говорит дочь. _ Отказаться от всего этого так же сложно, как прыгнуть в крещенскую прорубь. Но сколько при этом освобождается времени и сил для жизни...» На вопрос, пригодится ли в деревне ее высшее образование метеоролога, дочь отвечает, смеясь: «А как же! Я ж с погодой дружу, а погода в сельском труде _ главный распорядитель».
Сменив видеоэкологию мегаполиса на дали русских равнин, молодые семьи начинают жить, как слабые дети: учатся хозяйствовать _ бережливо и поначалу неумело. Говорят, что через пять лет они смогут всем необходимым обеспечивать себя сами, что главное, заниматься этим для себя _ без жадных торговых посредников и с любовью. А что такое крестьянское хозяйство, описывать не надо. Свое хозяйство, значит, все надо делать своими руками. «Будем козу заводить», _ сообщает внук. Я помню, как в детстве он мечтал о лошади, и думаю, какие же они счастливые...
В соседнюю деревню Олохово тоже приехала молодая семья из Петербурга. В деревню Торошино перебрались несколько семей из разных городов, в том числе молодые родители с тремя дочерьми 6 _ 14 лет из Краснодара. Говорят, вздохнули здесь свободно. Одна проблема _ за медпомощью надо ехать во Псков, фельдшерский пункт как закрыли в девяностых, так пока и не работает, но обещают.
Школа с видом на Родину
Внуки переезд восприняли со спокойной уверенностью, что в новых условиях освоятся без проблем. Сказался опыт ежегодных байдарочных походов на Ладожское озеро и летних православных лагерей с житьем в палатках в Псковской области. Собственно, и дом-то присматривали под Изборском специально. Школа здесь обычная _ на 70 человек, которых по утрам школьный автобус собирает по окрестным деревням. Церковь во имя Рождества Богородицы _ старенькая и патриархальная _ с вышитыми старушками пеленами под иконами, с печью буржуйкой посреди храма и добрым батюшкой, давно детям знакомым. За порогами церкви и школы _ русский пейзаж _ единственный наркотик, прочие сюда еще не добрались. И это было еще одним немаловажным резоном для переезда _ упасти детей от заразы крупных городов.
Что касается «игрушек»: планшетов, мобильных телефонов, компьютеров и прочих новинок прогресса, на которые так падки дети, дочь контролирует норму _ излишества пресекаются. Свой компьютер есть у зятя, у нее и внука _ мобильные телефоны. Дневники у детей _ обыкновенные, бумажные, против их ведения в сетевом виде мама возражала еще в Петербурге и была не единственной сторонницей реального присутствия родителей в жизни школьников. В свободное время о компьютерных играх и разговорах со сверстниками в Сети внуки не вспоминают _ полно забот по хозяйству. К тому же в планах _ строительство нового дома. «Я здесь получаю тройки! _ сообщила мне Василиса по телефону. _ Учительница здесь строгая! Зато после уроков мы окунаемся в источнике! Там вода _ плюс четыре градуса! Нет, нас никто не заставляет _ мы сами!»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5321) от 16.10.2014.
Комментарии