Обман на доверии

Специфика работы позволяет мне трудиться дома. К тому, что в течение дня мою творческую идиллию за компьютером постоянно нарушают визиты незваных гостей, я уже привыкла и, как правило, на навязчивые звонки в дверь стараюсь не реагировать. Но на этот раз попалась.

Обман на доверии  | ФОТО Gods_King/shutterstock.com

ФОТО Gods_King/shutterstock.com

Позвонившие мне в дверь две милые дамы представились сотрудниками Пенсионного фонда и вежливо поинтересовались, как давно я посещала это учреждение? На мой ответ, что я Пенсионный фонд вообще не посещала, дамы неодобрительно покачали головами и уточнили, есть ли у меня «зелененькая пластиковая карточка СНИЛС». Услышав положительный ответ, визитерши меня похвалили, чем расположили к себе и вызвали доверие.

После этого они объяснили, что, оказывается, «государственный Пенсионный фонд уже давно объявил мобилизацию людей непенсионного возраста, чтобы те явились в его кабинеты и подписали обязательные документы для сохранения накопительной части их пенсии, иначе эти деньги пропадут. А поскольку люди у нас в России либо занятые, либо безответственные, никто в Пенсионный фонд добровольно не приходит». Вот-де и вынуждено государство посылать специалистов фонда ходить по квартирам и собирать с людей эти подписи.

Тяжело вздохнув, дамы рассказали, что уже обошли весь квартал, а в качестве доказательств потрясли передо мной пачкой подписанных бумаг. Потом пожаловались, что их очень строго проверяют, и если мне потом позвонят и спросят об их визите, я обязательно должна это подтвердить, иначе их накажут. Словом, я впустила уставших женщин, делающих благородное дело, предоставила для заполнения документов свой паспорт и поставила на нескольких экземплярах документов, исписанных очень мелким шрифтом, свою подпись. Уже прощаясь, благодетельницы вручили мне мои экземпляры и небольшую листовку, на которой было написано красивое слово «Доверие».

«Так называется отдел, который курирует ваш район», – пояснили они.

Время рассмотреть оставленные дамами документы у меня появилось только на следующий день. И каково же было мое удивление, когда в шапке подписанного мною договора и на листовке под словом «Доверие» еле-еле просматривалась очень мелкая цепочка слов «негосударственный пенсионный фонд». И тут до меня дошло, что дамы никакого отношения к государственному Пенсионному фонду не имеют, и я собственноручно переписала свои накопительные пенсионные средства некой организации АО «НПФ «Доверие», основной офис которой находится в Москве.

Правда, когда я перезвонила в это учреждение и с возмущением высказала претензии по поводу нечестной системы пополнения клиентской базы, передо мной извинились, списав все на неумелость своих агентов. И пообещали заключенный со мной договор аннулировать.

Только вот по поводу неумелости у меня возникли сомнения – уж очень профессионально дамы воздействовали на мою психику. Сомнения подтвердил рассказ одной знакомой, которая имела опыт устройства на подобную работу. По ее словам, сборщиков подписей специально обучают общаться с людьми, чтобы получить их подписи. Для них проводят тренировки последовательного алгоритма действий, выдают специально разработанный речевой модуль, который они должны выучить наизусть.

«Такие «специалисты» чаще всего играют на самых добрых чувствах – сострадании, желании помочь. Поэтому отказать им бывает очень трудно, – объясняет психолог Кирилл Алексеев. – Но это именно тот случай, когда здоровый эгоизм необходим. В подобных ситуациях надо просто сказать «нет». Особенно если незнакомец говорит напористо, быстро, многословно, вводит в свою речь большое количество мелких подробностей. Чем больше слов и суеты, тем больше вероятность, что ваше внимание отвлекают от сути происходящего. Вообще полезно помнить правило, которому учат детей, – не вступать в разговоры с незнакомыми людьми и ничего у них не брать. Человек, умеющий отказывать, гораздо реже становится жертвой мошенников».

В свою очередь государственный Пенсионный фонд бьет тревогу, потому что в последнее время подобных случаев становится все больше. Если раньше разного рода мошенники в основном работали с пенсионерами, то сегодня переключились и на более молодую аудиторию. В последнее время они очень активно взялись за людей предпенсионного возраста. Зачастую на обман идут негосударственные пенсионные фонды, которые таким образом пополняют свои клиентские базы.

«Чтобы не попасться на эти и другие уловки, связанные с пенсионными накоплениями, стоит иметь в виду, что сотрудники Пенсионного фонда РФ никогда не осуществляют обход по квартирам, в том числе и с целью сбора какой-либо информации, – предупреждает пресс-служба отделения Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – Прием по услугам ПФР осуществляется только в клиентских службах управлений ПФР и МФЦ. Будьте бдительны: требуйте контактные данные организации, от которой к вам явился визитер, не подписывайте никаких документов, особенно если вы их не прочитали или не понимаете их содержания».

Пенсионный фонд еще раз напоминает: его сотрудники работают с населением исключительно в письменной форме – с помощью извещений и уведомлений. Любые запросы от имени фонда производятся на основании письменных заявлений граждан. При малейшем сомнении стоит позвонить в ПФР и уточнить информацию. В случае если мошенник завладел вашими паспортными данными (а охотятся именно за ними) и убедил вас подписать сомнительные документы, необходимо лично прийти в районное управление фонда и написать соответствующее заявление.

Не будет лишним сообщить об инциденте и в правоохранительные органы.


КСТАТИ

В случае визита сотрудников НПФ, выдающих себя за работников Пенсионного фонда РФ, сотрудники отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просят граждан обращаться по телефонам «горячей линии»: 292-85-92, 292-85-56.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5578) от 02.11.2015.


Комментарии