О чем трубит шофар

Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендел Певзнер протрубил в шофар – ритуальный бараний рог. Хор Большой хоральной синагоги – красивые, молодые ребята, высокие голоса – пропел торжественную молитву: «Шеэхияну, вэкиману вэгегияну лизман азэ», что в переводе с древнееврейского значит: «Благодарю тебя, Всевышний, за то, что ты дал нам дожить до этого дня».

О чем трубит шофар  | После завершения реставрации Малая синагога выглядит как сказочная восточная шкатулка.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

После завершения реставрации Малая синагога выглядит как сказочная восточная шкатулка.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В рог раввин трубит нечасто – лишь по большим праздникам. Только что такой прошел – это был иудейский Новый год — Рош Ашана, и вроде бы трубить больше не положено. Молитву такую читают чаще – когда происходит какое-либо важное событие, например, с ветки срывают первое яблоко в году. В минувший четверг, 4 тишрея 5776 года по иудейскому календарю, оба ритуальных действа были оправданы обстоятельством чрезвычайным – после четырехлетней реставрации открывалась Малая синагога.

Напомним, построена она на семь лет раньше Большой – в 1886 году, и до ее открытия была центром всей иудейской жизни города. Работала не переставая и все последующие годы, и только в оголтело безбожные 1930-е на полгода была закрыта и разграблена. Зато потом, возродившись, не закрывалась даже в период блокады Ленинграда.

Сердцам питерских иудеев, однако, здание это дорого не только потому, что долгие годы было вместилищем духовной жизни еврейской общины города. Оно – и великолепный памятник архитектуры ХIХ века, выполненный в восточном стиле, более всего напоминающем мавританский. Витиеватая лепка, яркие краски, полукруглые окна-аркады. На передней стене молельного зала золотыми буквами – строки из псалмов, а в центре – заповеди Моисея. Под ними – священный шкаф Арон Кодеш для хранения свитка Торы.

Все это за многие годы серьезно обветшало. Несколько косметических ремонтов первоначальный облик только исказили. Из радостного многоцветья красок остались лишь две – белая и голубая. Реставрация, однако, требовала огромных денег. Помог международный благотворительный фонд Эдмонда Сафра, занимающийся восстановлением синагог по всему миру. Были и частные жертвователи, их фамилии сегодня произносят здесь с благодарностью.

Конкурс на проведение работ выиграла питерская фирма ООО «Ренессанс Реставрация», субподрядчиком по реставрации интерьеров стало ООО «Геликон». Объем работ непосвященному трудно представить. Включали они и часть, что называется, неспецифическую – капитальный ремонт фасадов и кровли, замену всех инженерных коммуникаций. Но особого мастерства, разумеется, потребовало восстановление первоначального облика самого молельного зала.

Многие месяцы, к примеру, заняло только снятие нескольких «культурных слоев». А потом – тщательное, почти ювелирное воспроизведение ярких многоцветных узоров. Увы, цветных фотографий той поры в распоряжении реставраторов не было, и руководствоваться им пришлось лишь интуицией и методом аналогий. Надо ли говорить, что ни о какой «свободе творчества» речи быть не могло – соответствие историческим реалиям строго контролировалось специалистами КГИОП.

Сегодня зал выглядит как сказочная восточная шкатулка. Помимо узорчатых стен и потолка полностью воссозданы оконные рамы и двери, паркетные полы, отреставрированы исторические люстры и светильники.

Отдельная история – реставрация того самого Арон Кодеша. Впервые с момента открытия синагоги он был снят со своего места и разобран на части – резные двери, купол с рубиновыми и бронзовыми звездами, золоченое основание. Как пояснили нам специалисты, священный шкаф был сделан из дерева хвойной породы. Сохранилось оно хорошо, нужна была только специальная пропитка для имитации испарившейся за эти годы смолы. А когда счистили несколько слоев краски, оказалось, что под ними – остатки прежней позолоты.

Сегодня полностью собранный и установленный на свое законное место шкаф вновь сверкает настоящим сусальным золотом. Руководитель имущественного комплекса синагоги Михаил Капелевич открывает дверцы, но за ними пока пусто. Свитки Торы долж-ны появиться в специально предназначенных для них нишах в самое ближайшее время, когда здесь возобновится служба.

...Во дворе Большой хоральной синагоги в день открытия ее младшей (но старшей по возрасту!) «сестры» была развернута большая фотовыставка, повествующая обо всех этапах реставрации. Ко входу в возрожденную Малую синагогу вела красная ковровая дорожка, по которой прошли почетные гости – губернатор Санкт-Петербурга, председатель ЗакСа, руководители фирм – участников реставрации, представители зарубежных консульств. С импровизированной сцены прозвучали проникновенные слова о непрерывности духовных традиций, о важности взаимопонимания людей различных культур и конфессий. Ибо «несть ни эллина, ни иудея», а есть единый, общий для всех и бесконечно хрупкий мир, который все мы независимо от вероисповедания должны ценить и беречь.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии